Подведём итоги Глава 1 ГДЗ Пономарёва 5 класс (Биология)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пономарёва, Николаев, Корнилова 5 класс, Вентана-Граф:
Подведём итоги
1. Что такое природа?
Природа – всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.
2. Чем живая природа отличается от неживой?
Живая природа, в отличие, от неживой, обладает такими признаками, как обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость.
3. Перечислите основные свойства живых организмов.
Основные свойства живого — обмен веществ, питание, дыхание, выделение, размножение, рост и развитие, наследственность и изменчивость.
4. Какие вещества относятся к органическим?
К органическим веществам относят белки, жиры и углеводы.
5. Что общего в строении тел всех живых организмов?
Все живые организмы имеют клеточное строение, состоят из органических и неорганических веществ.
6. Как размножается клетка?
Размножение клетки происходит путём её деления на две части. Этому предшествует удвоение наследственного материала — хромосом. После чего происходит разделение цитоплазмы. В итоге из одной материнской клетки образуются две подобные ей дочерние клетки.
7. Сравните роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.
В ядре хранится наследственная информация о данной клетке и организме в целом, а цитоплазма связывает все части клетки.
8. Какие методы изучения природы вы знаете?
К методам изучения природы относят наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.
9. Что является основной частью микроскопа?
Основной частью микроскопа являются линзы, расположенные в объективе, который обращён к изучаемому объекту, и окуляре, к которому приближается глаз.
10. Назовите главные части клетки.
Основные части клетки — ядро, цитоплазма и клеточная мембрана.
11. Почему клетку считают живой системой?
Клетку считают живой системой, потому что все части клетки работают согласованно, активно участвуют во всех процессах жизнедеятельности, дополняя друг друга.
12. По каким признакам различают ткани у организмов?
Ткани у организмов различают по функциональности. В многоклеточных организмах различные ткани выполняют разные функции. Например, покровная ткань защищает снаружи все органы растения, а проводящая ткань осуществляет передвижение растворённых питательных веществ по растению.
А. Задания на сравнение и объяснение.
1. Сравните строение растительных и животных тканей.
Свойства Растительные ткани Животные ткани
Строение Состоят из клеток и межклетников (полостей) Состоят из клеток и межклеточного вещества
Типы тканей Образовательная, основная, покровная, проводящая и механическая Эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная
Строение клетки Наличие в клетке клеточной стенки и хлоропластов. Клетка имеет постоянную форму. Отсутствие клеточной стенки и хлоропластов. Клетка может менять форму.
2. Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.
Клетку считают основной единицей строения живых организмов, потому что все живые организмы состоят из клеток. Сходные по строению и функциям клетки образуют ткани. Из тканей формируется тело организма.
3. Объясните, почему знания о живых организмах важны каждому человеку.
Зная особенности строения, жизнедеятельности, роль организмов в природе, человек может эффективнее их использовать, защищать урожаи культурных растений от сорняков и вредителей, своё здоровье — от болезней, он может организовывать охрану редких и исчезающих видов растений и животных. Зная особенности выращивания растений, мы можем выводить новые сорта растений, получать хороший урожай. Знания о живых организмах позволяют использовать их в пищу, для приготовления продуктов питания (например, для изготовления сыра, творога используются молочнокислые бактерии), изготовления тканей, строительных материалов, лекарств.
Б. Выберите правильный ответ.
1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды
а) клеточная мембрана
б) ядро
в) цитоплазма
г) вакуоль
а) клеточная мембрана (Клеточная мембрана покрывает клетку снаружи. Она защищает внутреннее содержимое клетки от воздействия внешней среды. Выросты и складки мембраны способствуют прочному соединению клеток между собой.)
2. Гемоглобин — это
а) углевод
б) витамин
в) белок крови
г) жир
в) белок крови (Гемоглобин доставляет к клеткам организма позвоночных животных и человека кислород и удаляет углекислый газ.)
3. Наука о живой природе носит название
а) физика
б) химия
в) биология
г) география
в) биология (Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, происхождение и развитие.)
В. Составьте слово, которое содержит предложенные гласные буквы в указанном порядке.
1. Буквы е, е, и, е.
Деление
2. Буквы и, о, а, а.
Цитоплазма
3. Буквы я, о.
Ядро
Г. Найдите лишнее понятие среди предложенных.
1. Ядро, цитоплазма, лупа, клеточная мембрана.
Лупа (Ядро, цитоплазма и клеточная мембрана – части клетки, лупа – увеличительный прибор.)
2. Клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт.
Ткань (Клеточная стенка, вакуоль, хлоропласт – части растительной клетки, ткань – группа клеток, сходных по строению, функциям.)
1. Почему биологические знания нужны каждому образованному человеку?
Биологические знания позволяют выводить новые сорта растений и породы животных, рационально использовать природные ресурсы, защитить исчезающие виды растений и животных. Знание биологии позволяет человеку сохранить своё здоровье, лечить болезни, улучшить экологическую обстановку (не разводить костры в неположенном месте, выбрасывать мусор в мусорные контейнеры, при этом сортируя его и др.).
2. Почему хозяйственная деятельность человека часто приводит к гибели живых организмов?
Хозяйственная деятельность человека часто приводит к гибели живых организмов, потому что в результате часто происходят загрязнение среды промышленными и бытовыми отходами. У живых организмов отнимают места проживания, пищу, загрязняют воду, воздух, почву. Это ведёт к истощению природных ресурсов, а затем и вымиранию видов растений и животных. Исчезновение одного вида организмов неизбежно ведет к гибели еще нескольких, связанных с ним процессами питания, опыления, переноса плодов и семян и т. д.
3. Почему жизнь живых организмов неразрывно связана с неживой природой?
Неживая природа является для живых организмов источником тепла, света, воздуха, воды, минеральных веществ, местом проживания (вода, почва, воздушная среда). Неживая природа влияет на живую посредством ветра, сменой дня и ночи, времен года, стихийными явлениями.
4. Что случится, если при делении дочерние клетки многоклеточного организма не будут отделяться друг от друга, но будут вновь и вновь делиться надвое?
В случае если при делении дочерние клетки многоклеточного организма не будут отделяться друг от друга, но будут вновь и вновь делиться надвое, могут все клетки погибнуть, так как не смогут нормально функционировать и развиваться.
Верно ли утверждение, что все живые организмы произошли от одного общего предка?
Данное утверждение может быть верным. Все живые организмы имеют клеточное строение, обладают схожими процессами дыхания, питания, размножения.
Выполните одно из предложенных заданий.
3. Выразите информацию о клетке как о живой системе в виде краткой записи или схемы (рисунка), назвав её «Клетка — живая система».
Во время питания и дыхания клетка получает сложные химические вещества, которые взаимодействуют с веществами, образованными частями клетки, в результате чего они распадаются, видоизменяются. При этом образуется энергия, направленная на развитие, размножение, рост, реагирование на внешние воздействия. А ненужные вещества выделяются в окружающую среду.
Похожие решебники
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением