Упр.73 Глава 6 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 73. 1) Прочитайте стихотворение вслух. Какое слово в словаре привлекло внимание автора? Понятно ли вам значение выражений с этим словом? О каком слове могли бы вы...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:
73. 1) Прочитайте стихотворение вслух. Какое слово в словаре привлекло внимание автора? Понятно ли вам значение выражений с этим словом? О каком слове могли бы вы написать в стихотворении?
Словарь
Усердней с каждым днём (творительный падеж) гляжу (проверочное слово: глядя) в словарь. (винительный падеж)
В его столбцах (предложный падеж) мерцают искры (именительный падеж) чувства. (словарное слово) (родительный падеж)
В подвалы (винительный падеж) слов (родительный падеж) не раз сойдёт искусство, (словарное слово) (именительный падеж)
Держа в руке (предложный падеж) свой потайной фонарь. (словарное слово) (винительный падеж)

На всех словах — событии печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Слово, которое в словаре привлекло внимание автора: век.
Век - 1. Столетие. 2. Протяжение жизни кого-либо или чего-либо. 3. Исторический период, эпоха.
От века - издревле, с незапамятных времён.
Вековать - проводить всю жизнь (каким-либо образом).
Век доживать - оканчивать свою жизнь.
Бог сыну не дал веку - то есть сын прожил очень недолго.
Век заедать - портить свою жизнь чем-либо.
Век заживать чужой (разг.) - жить очень долго, переживая всех вокруг.

2) Спишите первую строфу стихотворения, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж всех существительных.

3) Выпишите все существительные из второй строфы, укажите их склонение.
- слова - 2 склонение
- событие - 2 склонение
- печаль - 3 склонение
- человек - 2 склонение
- век - 2 склонение
- бог - 2 склонение
- сын - 2 склонение

4) Выпишите существительные из третьей строфы, укажите их разряды по значению.
- век - конкретное
- слово - конкретное
- укор - отвлечённое
- гнев - отвлечённое
- совесть - отвлечённое
- словарь - конкретное
- повесть - конкретное

5) Выполните морфологический разбор выделенных слов.
(в) словарь
1. (в) словарь - имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос что?).
2. Начальная форма: словарь.
3. Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- мужской род
- 2 склонение
4. Непостоянные признаки:
- винительный падеж
- единственное число
5. В предложении является дополнением (гляжу (во что?) в словарь).

(в) столбцах
1. (в) столбцах - имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос что?).
2. Начальная форма: столбец.
3. Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- мужской род
- 2 склонение
4. Непостоянные признаки:
- предложный падеж
- множественное число
5. В предложении является обстоятельством (мерцают (где?) в столбцах).

События
1. События - имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос что?).
2. Начальная форма: событие.
3. Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- средний род
- 2 склонение
4. Непостоянные признаки:
- родительный падеж
- единственное число
5. В предложении является дополнением (печать (чего?) события).

Человеку
1. Человеку - имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос кому?).
2. Начальная форма: человек.
3. Постоянные признаки:
- нарицательное
- одушевлённое
- мужской род
- 2 склонение
4. Непостоянные признаки:
- дательный падеж
- единственное число
5. В предложении является дополнением (дались (кому?) человеку).

Совесть
1. Совесть - имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос что?).
2. Начальная форма: совесть
3. Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- женский род
- 1 склонение
4. Непостоянные признаки:
- именительный падеж
- единственное число
5. В предложении является подлежащим (что?) совесть).

6) Работа в группе. Обсудите тему "Усердней с каждым днём гляжу в словарь". Запишите свои мнения и вывод, к которому вы придёте в конце беседы.
В русском языке множество слов. Часть из них входят в современный лексический состав языка, часть является устаревшими. Также существует множество устойчивый выражений: фразеологизмов, пословиц и поговорок. Все они имеют собственное значение.
Для того, чтобы грамотно пользоваться всем богатством нашего языка, не употреблять слова в неподходящей ситуации, нужно знать значение слов и выражений. Для этого нужно уметь пользоваться различными словарями.

Морфемный разбор:
потайной
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением