Упр.110 Глава 5 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 110. 1) Просмотрите пронумерованные предложения. Можно ли назвать это текстом? Почему?(1) Старик думает: «Он далеко не улетит».(2) И вот он пахталку на спину...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:
110. 1) Просмотрите пронумерованные предложения. Можно ли назвать это текстом? Почему?
(1) Старик думает: «Он далеко не улетит».
(2) И вот он пахталку на спину привязал и побежал за коршуном. Думал так: «Пока я бегаю, масло-то и собьётся».
(3) Бегал старик за коршуном, бегал, споткнулся да упал и сметану пролил.
(4) Вот тебе и два дела!
(5) Вот он всех цыплят на одну ниточку к клушке привязал, чтобы коршун не утащил, хлебы замесил, печку истопил, посажал в печку хлебы, а сам сел масло сбивать.
(6) И цыплят не отнял, и сметану пролил.
(7) Вьёт масло, услыхал — клушка кричит. Он выбежал, видит — понёс коршун всех цыплят вместе с клушкой.
(8) Остался старик дома. Хочется ему поскорее все дела переделать.
Пронумерованные предложения нельзя назвать текстом, так как нарушена последовательность действий, нет последовательного развития событий.

2) Послушайте русскую народную сказку. Вспомните пословицы, иллюстрацией к которым является эта история. Подберите заголовок, который больше подходит к прослушанному тексту. Что отражает заголовок: тему или основную мысль?
1. Как коршун цыплят украл
2. Как старик домовничал
3. Старик и коршун
Заголовок: Как старик домовничал (2)
Заголовок отражает тему текста.

3) Послушайте текст второй раз и восстановите порядок следования его частей (1-8). Запишите восстановленный текст. Какое у вас получилось изложение — сжатое или подробное? Есть ли в нём начало и концовка?
Остался старик дома. Хочется ему поскорее все дела переделать. (8) Вот он всех цыплят на одну ниточку к клушке привязал, чтобы коршун не утащил, хлебы замесил, печку истопил, посажал в печку хлебы, а сам сел масло сбивать. (5) Бьёт масло, услыхал - клушка кричит. Он выбежал, видит - понёс коршун всех цыплят вместе с клушкой. (7) Старик думает: «Он далеко не улетит». (1) И вот он пахталку на спину привязал и побежал за коршуном. Думал так: «Пока я бегаю, масло-то и собьётся». (2) Бегал старик за коршуном, бегал, споткнулся да упал и сметану пролил. (3) И цыплят не отнял, и сметану пролил. (6) Вот тебе и два дела! (4)
Изложение получилось сжатым. В нём есть начало, но нет концовки.

4) Послушайте текст ещё раз. Затем постарайтесь устно восстановить пропущенные второстепенные детали текста.
Остался старик дома. Хочется ему поскорее все дела переделать. Вот он всех цыплят на одну ниточку к клушке привязал, чтобы коршун не утащил, хлебы замесил, печку истопил, посажал в печку хлебы, а сам сел масло сбивать. Бьет он масло, услыхал — клушка кричит. Он выбежал, видит — понес коршун всех цыплят вместе с клушкой. Они все на одной ниточке привязаны, ну, коршун всех и потащил. Старик думает: «Он далеко не улетит, ему тяжело, где-нибудь сядет». И вот он пахталку на спину привязал и побежал за коршуном. Думал так: «Пока я бегаю, масло-то и собьется. Два дела сделаю: и коршуна догоню, и масло собью».
Бегал старик за коршуном, бегал, споткнулся да упал, пахталка разбилась, сметана по земле потекла. И цыплят не отнял и сметану пролил. Вот тебе и два дела! Ну, что же делать? Надо идти домой.
Пришел старик домой. Надо хлебы вынимать. Заглянул в печку, а хлебы-то в уголь сгорели. Нахозяйничал старик: цыплят у него коршун утащил, сметану пролил, хлебы сгорели.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением