Упр.5 Глава 4 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 5. 1) Просмотрите текст, обратите внимание на выделенные слова. Определите тему текста.Тема текста: словарная статья.2) Прочитайте текст. Как вы поняли слово...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:
5. 1) Просмотрите текст, обратите внимание на выделенные слова. Определите тему текста.
Тема текста: словарная статья.

2) Прочитайте текст. Как вы поняли слово толковать?
Слова собираются и фиксируются в специальных словарях: орфографических, орфоэпических, словообразовательных и др. Словари, в которых толкуется (объясняется) лексическое значение слов, называются толковыми.
Каждому слову в толковом словаре отводится словарная статья, например:
(1) весельчак, (2) -а, (3) м. (4) (раз?..). (5) Тот, кто имеет весёлый нрав, любит веселиться. (6) Белокопытов был очень милый малый, балагур, весельчак (Мамин-Сибиряк).
Толковать - объяснять лексическое значение какого-либо слова.

3) Какие части пронумерованы в составе словарной статьи? Найдите соответствие между частями словарной статьи и их названиями.
а) толкуемое слово
б) окончание слова в родительном падеже
в) род этого существительного
г) стилистическая помета раз?.
д) толкование слова
е) пример его употребления в речи
а) толкуемое слово - (1) весельчак
б) окончание слова в родительном падеже - (2) -а
в) род этого существительного - (3) м
г) стилистическая помета разг. - (4)
д) толкование слова - (5) тот, кто имеет весёлый нрав, любит веселиться.
е) пример его употребления в речи - (6) Белокопытов был очень милый малый, балагур, весельчак.

4) Дополните описание словарной статьи.
В начале словарной статьи названо само (1) ..., затем приводится его (2) указан (3) даётся (4) ..., то есть «слово, употребляющееся в разговорной речи»; после этого следует (5) ... и (6) ... .
В начале словарной статьи названо само толкуемое слово, затем приводится его окончание в родительном падеже; указан род этого существительного, даётся стилистическая помета разг., то есть «слово, употребляющееся в разговорной речи»; после этого следует толкование слова и пример его употребления в речи.

5) Проведите морфемный разбор слова весельчак. Объясните, как оно образовалось. Что означает суффикс -чак/-ак(-як) в этом слове и в словах смельчак, добряк, толстяк?
- весельчак
Суффикс -чак-/-ак-(-як-) имеет значение «лицо мужского пола, имеющее качество, названное мотивирующим (исходным) словом».

6) А можете ли вы объяснить, как образовалось значение корня этого слова? Если вам трудно ответить на этот вопрос, сначала прочитайте текст из рубрики "Лингвистическая кладовая».
Слово весельчак является немотивированным, следовательно, объяснить как образовалось значение корня этого слова нельзя.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением