Упр.4 Глава 4 ГДЗ Шмелев 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 4. 1) Прочитайте первую часть текста и определите его тему.Первую грамоту на бересте нашли в Новгороде в 1951 году, сейчас их уже 1057. Обычно говорят о шммцюдских...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 7 класс, Вентана-Граф:
4. 1) Прочитайте первую часть текста и определите его тему.
Первую грамоту на бересте нашли в Новгороде в 1951 году, сейчас их уже 1057. Обычно говорят о шммцюдских грамотах, но почти сто из них найдены в других городах: в Старой Руссе под Новгородом, в Торжке, Пскове, Твери, Смоленске, Рязани, Витебске, Мстиславле, Звенигороде Галицком. Одна берестяная грамота обнаружена и в Москве во время ремонтных работ на Красной площади.
(По М. Воловичу)
Тема текста: берестяные грамоты найдены не только в Новгороде, но и в других городах.

2) Послушайте вторую часть текста. Составьте план и кратко закон спектируйте текст.
План
1. В Новгороде находок так много из-за особенностей почвы.
2. Содержание новгородских грамот.
3. Роль новгородских грамот для изучения особенностей древненовгородского диалекта и древнерусского языка в целом.
В Новгороде находок так много не только потому, что здесь полстолетия ведутся раскопки, но и из-за особенностей новгородской почвы. Она настолько пропитана влагой, что в ней органика изолируется от доступа кислорода и может сохраняться веками. Сиюминутные записки оказались долговечнее книг.
Почти половина новгородских грамот относится к домонгольской эпохе с середины XI по первую треть XII века. От этого времени почти не осталось письменных памятников. В сохранившихся повествуется о высоком, но нет ничего о быте, семейной жизни, деловых отношениях. Это в изобилии присутствует в берестяных грамотах и теперь открыто для всех.
Уважительное отношение к наследию древнего Новгорода оказалось весьма плодотворным. Были выявлены и описаны особенности древненовгородского диалекта. Оказалось, что диалекты древнего Новгорода и остальной Древней Руси существенно различались. Затем под влиянием всё более тесных контактов эти различия постепенно стирались. При этом тот русский язык, на котором мы сейчас говорим, наследует не только киевские, но и новгородские черты.

3) Расскажите о том. какое значение имеют для научных представлений об истории формирования русского языка берестяные грамоты. Почему именно Новгород играет особую роль в этом процессе?
Берестяные грамоты позволили лингвистам выявить особенности древненовгородского диалекта, который существенно отличался от диалектов всей остальной Руси: Киева, Суздаля, Смоленска, Рязани. Под влиянием развивающихся отношений между городами Древней Руси языковые отличия постепенно исчезают. C XI по XV век сугубо новгородских форм в грамотах становится всё меньше, а сугубо киевских – всё больше. Русский язык, на котором мы говорим сейчас, наследует не только киевские, но и новгородские черты.

4) Работа в паре. Проверьте, как произношение выделенного слова отображается в разных орфоэпических словарях. Как вы думаете, под тверждает ли наличие вариантов произношения того или иного слова происходящие языковые изменения? Аргументируйте свою точку зрения.
Толковый словарь русского языка считает равноправными варианты «берёста» и «берестА», такие же рекомендации дает
Словарь ударений Резниченко - берёста, берестА.
Словарь ударений М.В. Зарвы и Агеенко допускает только один верный вариант «берЁста», в то время как остальные словари считают допустимым произносить «берестА». В таком случае, оба варианта равноправны.
Слова «берёста» и «берёза» - ближайшие родственники, оба восходят к индоевропейской основе со значением «белый, светлый». Что касается прилагательных от слова «берёста», то их два: берестяной и берёстовый. Берестяная грамота - но берёстовый поднос, разница очевидна. Ну, и в слове берестянОй лучше не ошибаться. Раньше говорили берЕстяный, но этой старой нормой лучше не пользоваться.
Берёста, берестА, берестянОй, берёстовый – все это есть сейчас, в наши дни.
Таким образом, наличие вариантов того или иного слова подтверждает происходящие в языке изменения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением