Упр.88 Глава 3 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:
88. 1) Прочитайте текст. Объясните его название.
Цветочные часы
Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определённому расписанию.
Дневные цветы просыпаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает свои голубые звёздочки цикорий, расправляет широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки2 маков. К шести часам утра начинают тянуться к ранним солнечным лучам жёлтые головки одуванчиков, а за ними распахивает лепестки гвоздика. Солнце уже заливает ослепительным светом лес, поле и речку. Тогда раскрывает белоснежный венчик водяная2 лилия. Дневные цветы обычно первыми и засыпают.
Кончается летний день, солнце опускается всё ниже. И тут начинают оживать1 ночные цветы.
(В. Ветлина)
Заголовок отражает тему текста. В тексте рассказывает о том времени, в которое раскрываются те или иные цветы.
2) Объясните написание выделенных букв. Пригодилось ли вам умение выделять в слове морфемы?
- определённому (проверочное слово: преде?л)
- просыпаются (неизменяемая приставка про-)
- начинается (рассвет (что делает?)
- звёздочки (неизменяемый суффикс -очк-)
- цикорий (после согласного ц в корне пишется гласная и)
- шиповник (после шипящих пишется гласная и)
- тянуться (начинают (что делать?)
- ранним (образовано от основы на н с помощью суффикса -н-: ран-о + -н-)
- головки (проверочное слово: голова)
- заливает (проверочное слово: лить)
- ослепительным (неизменяемая приставка о-; проверочное слово: сле?пит)
- белоснежный (сложное слово, образованное с помощью соединительной гласной о после твёрдого согласного)
- кончается (день (что делает?)
- оживать (проверочное слово: жить; после шипящих пишется гласная и)
Да, умение определять морфемы помогает объяснять написание слов, так как, зная, в какой морфеме находится проверяемая орфограмма, можно подобрать соответствующее орфографическое правило.
3) Найдите в первом абзаце однокоренные слова с противоположным значением. Запишите эти слова, обозначьте в них морфемы. Какие морфемы придают словам противоположное значение?
- раскрывают
- закрывают
Противоположное значение словам придают приставки (рас-/за-).
4) Выпишите из текста пять слов, морфемы которых имеют варианты. Докажите свой выбор по образцу.
Образец: цветков — цветок (нуль звука//о);
растения — выращивать (ст//щ).
- расписанию - пишет (с//ш)
- дневные - день (нуль звука//е)
- лепестки - лепесток (нуль звука//о)
- светом - освещение (т//щ)
- ниже - низкий (ж//зк)
5) Найдите в тексте слова по их моделям
очки,
ается,
рас ани[й]ю
- звёздочки
- кончается
- расписанию
6) Изучите схему цветочных часов, найдите в тексте названия растений и уточните, все ли изображённые на рисунке растения упомянуты в тексте. Определите по схеме, когда раскрываются и закрываются цветки этих растений.
Помимо упомянутых в тексте цветов, на картинке изображены васильки и клевер.
Васильки раскрываются приблизительно в 4 часа утра, с самым рассветом, а закрываются около 10 часов утра.
Цветки клевера раскрываются около 12 часов дня и закрываются в 7 часов вечера.
7) Напишите свободное изложение: представьте, что вы объясняете ученику начальных классов, как ориентироваться во времени по цветам.
Изложение
Венчики цветов раскрываются и закрываются не случайно, а в определённое время. У них есть своё собственное расписание.
Дневные цветы просыпаются с началом рассвета. Голубые цветки цикория, розовые венчики шиповника и красные маки раскрываются раньше всех остальных цветков. К шести часам утра к солнцу начинают тянуться жёлтые головки одуванчиков. Чуть позже просыпается гвоздика. В середине дня раскрываются белоснежные цветки водяной лилии. Однако дневные обычно и засыпают раньше всех остальных.
Летний день кончается, солнце начинается садиться за горизонт. И в это время начинают оживать ночные цветы.
Фонетический разбор:
Оживать
1. Оживать - о-жи-вать (3 слога; 3-й слог ударный).
2. Оживать - [ажыват’].
3. В слове 7 букв: 3 гласных, 3 согласных и 1 буква, не обозначающая звука.
4. Звукобуквенный анализ:
о - [а]: гласный, безударный
ж - [ж]: согласный, звонкий парный, шипящий, шумный, твёрдый парный
и - [ы]: гласный, безударный
в - [в]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
а - [а]: гласный, ударный
т - [т’]: согласный, глухой парный, шумный, мягкий парный
ь - не обозначает звука
5. В слове 6 звуков: 3 гласных и 3 согласных.
Буква ь не обозначает звука.
Морфемный разбор:
Огоньки
1. огоньки (-а, -у) - имя существительное.
2. огоньки < огонь
3. огоньки
Водяная
1. водяная (-ую, -ой) - имя прилагательное.
2. водяная < вода
3. водяная
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением