Упр.47 Глава 3 ГДЗ Шмелев 6 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 47. Работа в группе. Обсудите ответы на следующие вопросы, используя примеры из предыдущего упражнения. Затем прочитайте текст рубрики «Лингвистическая кладовая».1....
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 6 класс, Вентана-Граф:
47. Работа в группе. Обсудите ответы на следующие вопросы, используя примеры из предыдущего упражнения. Затем прочитайте текст рубрики «Лингвистическая кладовая».
1. Может ли производящее слово быть образованным от другого слова, то есть производным?
Да, производящее слово может быть образовано от другого слова.
2. Может ли одно слово быть производящим для нескольких производных?
Да, одно слово может являться производящим для нескольких производных слов.
3. Можно ли одно и то же производное слово образовать от разных производящих основ?
Нельзя. Производное слово образуется от одного производящего слова.

Лингвистическая кладовая
Не всегда производящие слова в словообразовательной паре являются непроизводными: учительниц(а) <— учитель). Для производного слова учительница производящим является слово учитель, которое, в свою очередь, образовано с помощью суффикса -тель от слова учи(ть). Получаем ещё одну словообразовательную пару учитель <— учи(ть), где производящее слово учить, а учитель — производное слово.
Если последовательно соединить все словообразовательные пары связанных между собой по значению родственных слов, то можно построить словообразовательную цепочку:
учительниц(а)<— учитель <— учи(ть).
В начале этой цепочки стоит непроизводное слово учи(ть).
Словообразовательная цепочка показывает последовательность однокоренных слов, в которой два соседних слова связаны как производящее и производное. Каждая словообразовательная пара в цепочке обозначает одну ступень словообразования. Таких ступеней между основами глагола учи(ть) и наречия научно — четыре:
научно <— научный <— наук(а) <— научи (ть) <— учи(ть).
При словообразовательном разборе слова нужно учитывать его ступень образования в подобной цепи. Так, существительное наука образовано с помощью нулевого суффикса от глагола научи(ть).
Лингвисты составляют словообразовательные словари, в которых представлены разные объединения однокоренных слов: пары, цепочки, гнёзда. Такими словарями удобно пользоваться при проведении морфемного и словообразовательного анализа слов.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением