Упр.136 Глава 3 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 136. 1) Вспомните, что вы знаете о Владимире Ивановиче Дале. В какое время он жил? Чем занимался? Прочитайте текст.В сборнике пословиц и поговорок В. И. Даля есть...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:
136. 1) Вспомните, что вы знаете о Владимире Ивановиче Дале. В какое время он жил? Чем занимался? Прочитайте текст.
В сборнике пословиц и поговорок В. И. Даля есть немало приветственных формул, которые были приняты в России в прошлом. «Свеженько тебе!» — здоровались с девушкой, черпающей воду. «Хлеб да соль!» или «Чай да сахар!» — говорили едящим или пьющим.
Вежливый человек должен был не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специальную для каждого случая этикетную формулу. Когда женщине, занятой дойкой, говорили: «Море под коровой!», у неё наготове уже был ответ: «Река молока!» Рыболова приветствовали: «Улов на рыбу!» «Наварка на ушицу!» — отвечал он.
(По В. Гольдину)
Владимир Иванович Даль жил в XIX веке. Даль являлся писателем, этнографом и лексикографом, собирателем фольклора, а также военным врачом.
Он является создателем «Толкового словаря живого великорусского языка».

2) О каких формулах речевого этикета идёт речь в тексте? Употребляются ли такие приветствия в наши дни, или они относятся к далёкому прошлому?
В тексте рассказывается о формах речевого приветствия, которые были употребляемы в XIX веке и в настоящее время не используются.

3) Работа в паре. Разыграйте диалоги приветствия в разных ситуациях, используя сначала слова, приведённые в этом тексте, а затем формулы приветствия, принятые в наши дни. Какие диалоги более выразительны? Какие кажутся вам более уместными, соответствующими вашим представлениям о правильном поведении?
1)
- Море под коровой!
- Река молока!
2)
- Улов на рыбу!
- Наварка на ушицу!
3)
- Здравствуйте!
- Добрый день!
4)
- Привет, Яна!
- Привет!
Более выразительными являются первые два диалога.
Уместными и соответствующими моим представлениям о правильном поведении являются 3 и 4 четвёртый диалоги.

4) Выпишите формулы приветствия из текста. Укажите морфемный состав выделенных слов, объясните их значение.
«Свеженько тебе!» - здоровались с девушкой, черпающей воду.
«Хлеб да соль!» или «Чай да сахар» - говорили едящим или пьющим.
«Море под коровой!»
«Река молока!»
- «Улов на рыбу!»
«Наварка на ушицу!»
- улов - 1. Ловля, лов. 2. Количество пойманной рыбы.
- наварка - улов для ухи.
- ушицу - уха
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением