Упр.51 Глава 1 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 51. 1) Прочитайте стихотворение и найдите в нём омонимичные слова, определите части речи и форму, в которой они употреблены. Объясните, чем эти слова отличаются от...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:
51. 1) Прочитайте стихотворение и найдите в нём омонимичные слова, определите части речи и форму, в которой они употреблены. Объясните, чем эти слова отличаются от лексических омонимов из предыдущего упражнения и многозначных слов.
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть чёрных кос...
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.
(В. Брюсов)
Ты белых лебедей кормила, (глагол, прошедшее время, единственное число, женский род)
Откинув тяжесть чёрных кос... (существительное, множественное число, родительный надеж)
Я рядом плыл; сошлись кормила; (существительное, множественное число, именительный падеж)
Закатный луч был странно кос. (краткое прилагательное, единственное число, мужской род)
Данные слова отличаются от лексических омонимов тем, что их лексические значения не имеют между собой никакой связи, они являются разными частями речи и совпадают по написанию и звучанию только в определённых формах.
Данные слова являются омоформами.

2) Какие средства выразительности использует автор в этом стихотворении? Рассмотрите репродукцию картины: кто из персонажей управляет лодкой с помощью кормила? Какова стилистическая окраска этого слова?
Средства выразительности:
- эпитеты (закатный туч, чёрных кос);
- олицетворение (сошлись кормила)
- антитеза (белые лебеди - чёрные косы).
На картине с помощью кормила лодкой управляет девушка в белом платье.
Кормило является устаревшим словом, относится к высокой книжной лексике.

3) Прочитайте текст рубрики «Лингвистическая кладовая» и сравните его с вашим ответом на вопрос из задания 1. Объясните, чем различаются омонимы и омоформы и в чём их сходство.
Лингвистическая кладовая
В русском языке слово в предложении может употребляться в значении другой части речи, когда, не меняя формы, оно изменяет грамматическое значенрю, морфологические признаки и функцию в предложении. Это один из способов словообразо-вания, который называется переходом слова из одной части речи в другую. Так в языке появляются грамматические омонимы, которые нужно уметь различать, например:
Ночной караул (существительное) проявил бдительность и задержал нарушителей. Вдруг кто-то крикнул: «Караул!» (междометие) Поднялась тревога.
Она нам очень мило (наречие) улыбнулась. Мило, уютно (категория состояния) тут у вас. Как мило (краткое прилагательное) её лицо!
Аня работала в саду, а щенок вертелся около (наречие). Около (предлог) дома стояла скамья.
Грамматическими омонимами являются прилагательное и субстантивированное, то есть перешедшее в существительное, прилагательное: в ванную (прилагательное) комнату, отремонтировать ванную (существительное); прилагательное и причастие, от которого это прилагательное образовалось: блестящие (причастие) от слёз глаза; блестящий (прилагательное) ум. Такие грамматические омонимы совпадают не во всех своих формах, так как существительные не изменяются по родам.
От грамматических омонимов следует отличать омоформы — слова разных частей речи, совпадающие только в одной или нескольких формах: три (числительное в И., В. п.) книги — три (глагол в повелит, накл.) морковь на тёрке.
Наш ответ в задании 1 был верным.
Омоформы - это слова, схожие лишь фонетикой (т.е. произношением) в определённой форме слова. Если мы изменим формы таких слов, то они перестанут быть омоформами. Например: кос - кос; косы - косо (светит).
Грамматические омонимы - это слова, которые, не меняя формы, изменяет грамматические значения, морфологические признаки и функцию в предложении. Иначе - переход слова из одной части речи в другую, один из способом словообразования. Грамматическими омонимами являются, например, существительные и производные предлоги. Например: мы пошли длинным путём. (путём (каким?) - мы нашли решение задачи путём подбора вариантов (путём чего?).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением