Упр.139 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 139. Прочитайте текст и выполните задания 1-16.(1) Мальчик был ужасно благополучный, выросший в семейном тепле, при (не)устанных маминых заботах. (2) Забота эта...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
139. Прочитайте текст и выполните задания 1-16.
(1) Мальчик был ужасно благополучный, выросший в семейном тепле, при (не)устанных маминых заботах. (2) Забота эта сказывалась в мелочах, которые украдкой подмечал Кинтель. (3) В том, как мать во время обеда (не)заметным шёпотом учит сына держать нож и вилку, как поправляет на нём воротничок и как из каюты окликает его в коридоре: (4) «Салазкин, ты куда? (5) Пожалуйста, (не)убе-гай надолго!»
(6) Салазкин не стеснялся приласкаться к родителям на глазах у посторонних. (7) Подойдёт, потрётся о локоть матери щекой, как котёнок, или подкрадётся сзади к отцу, прыгнет на спину и повиснет, болтая худыми ногами в чёрных колготках. (8) Мама одевала своё дитя, как детсадовского мальчика. (9) «(1) В третьем классе,(2) наверно,(3) а всё ещё как дошкольник —(4) внутри pi снаружи»(5),(6) — думал Кинтель.
(10) Впрочем,(8) в размышлениях Кинтеля (не)было (ни)какого (не)доброго чувства. (11) Был стыдливый интерес,(9) которого Кинтель стеснялся даже перед собой. (12) Потому что получал ось,(10) что он вроде бы заглядывает в чужое окно. (13) В чужую жизнь,(11) где рядом с мальчиком есть мама и папа,(12) где можно позволить себе быть маленьким —(13) доверчиво,(14) без оглядки,'(15) без страха.
(В. Крапивин)
1) Подберите к слову неустанный (предложение 1) стилистически нейтральный синоним. Запишите его.
Неустанный – постоянный.
2) Подберите к разговорному слову ужасно (предложение 1) стилистически нейтральный синоним. Запишите его.
Ужасно – очень.
3) Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 7:
а) метафора; б) сравнение; в) синонимы; г) гипербола.
б) сравнение;
4) Найдите среди предложений 8-10 предложение, в котором выразительным средством является устаревшее слово. Выпишите это слово.
Дитя.
5) В одном из предложений 8-10 есть сложное слово, в котором безударная гласная в одном из корней проверяется ударением. Выпишите его.
Детсадовского.
6) Из предложений 3-5 выпишите слово, в котором правописание гласной после шипящего в корне определяется правилом: «В корне после шипящего под ударением пишется ё, если в безударном варианте корня пишется е».
Шёпотом.
7) В одном из предложений 1-3 есть слово с чередующейся безударной гласной в корне. Выпишите его.
Выросший.
8) Из предложений 10-12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости последующего согласного.
Размышлениях.
9) Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на -н с помощью суффикса -н-, пишется нм».
Посторонних.
10) Выпишите грамматическую основу из предложения 6.
Салазкин не стеснялся приласкаться.
11) Укажите количество грамматических основ в предложениях 12, 13.
Предложение 12 – 2, предложение 13 – 3.
12) Укажите среди предложений 3-5 предложение с обращением. Выпишите обращение.
Предложение 4: Салазкин.
13) Среди предложений 6-9 найдите предложение с однородными сказуемыми. Выпишите эти сказуемые.
Подойдёт, потрётся, подкрадётся, прыгнет, повиснет.
14) Среди предложений 6-11 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Выпишите эти обстоятельства.
Предложение 7: болтая худыми ногами в чёрных колготках. Предложение 8: как детсадовского мальчика.
Предложение 9: внутри и снаружи.
15) В предложениях 9-13 пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие:
а) запятые между частями сложноподчинённого предложения;
б) знаки препинания при обособленных однородных обстоятельствах;
в) знаки препинания при вводных словах;
г) знаки препинания, оформляющие прямую речь.
а) запятые между частями сложноподчинённого предложения – 9, 10, 11, 12;
б) знаки препинания при обособленных однородных обстоятельствах – 4, 13, 14, 15;
в) знаки препинания при вводных словах – 2, 3, 8;
г) знаки препинания, оформляющие прямую речь – 1, 5, 6, 7.
16) Выпишите из текста слова с не и ни, раскрывая скобки. Назовите правила, которым соответствует написание этих слов.
Неустанных – не употребляется без не;
незаметным (скрытным), недоброго (злого) – прилагательное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением;
не убегай, не было – не с глаголами пишется раздельно;
никакого – отрицательное местоимение без предлога пишется слитно.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением