Анализируем текст Параграф 12 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Прочитайте отрывок из повести «Сладкий остров». Определите его тему и основную мысль, озаглавьте.Тема отрывка из повести «Сладкий остров» А. Яшина – отдых на...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 7 класс, Русское слово:
Прочитайте отрывок из повести «Сладкий остров». Определите его тему и основную мысль, озаглавьте.
Тема отрывка из повести «Сладкий остров» А. Яшина – отдых на озере.
Основная мысль – надо уметь радоваться жизни, замечать красоту природы и быть благодарным ей за всё, что она даёт человеку.
Заголовок – «Прозрение».

Завтракали, обедали и ужинали мы на берегу озера, прямо у костра. Скатерти-самобранки у нас с собой не было. Не захватили. Значит, кто-то должен был разжигать костёр, готовить завтраки, обеды, ужины, мыть посуду. Кто же? Конечно, мать. Мать и озере оставалась матерью. Отдыхала ли она сама — трудНо сказать. Но нам казалось, что она больше всех довольна, что приехал сюда. Она ликовала. Она во всём находила что-то прекрасное и ра& довалась не одним закатам и восходам.
Мы радовались всем маминым радостям и на многое смотрели её глазами. Интересно было, когда она вдруг замечала в жизни в природе что-то такое, мимо чего мы проходили, не обращая на это внимания. Она часто заставляла нас как бы прозревать:
— Обыкновенная лебеда, а тень от неё богатая, узорная, как от диковинного цветка...
Узнала от рыбаков мать, что лещ — рыба мирная, не хищная, любит жить в траве, в хвоще, а растёт быстро и достигает размеров необыкновенных. Силища у этого водяного вегетарианца страшная. Посмотрела мать на леща, подняла золотистого, влажного, чешуйчатого великана и сказала:
— Вот, ребята, озёрный лось. Заходит он в камыши, как лось в осиновую рощу, питается травкой, личинками, червячками, сам никого не обижает, а его все боятся. Озёрный лось!
Серебристую плотву мама сравнивала с сыроежкой.
Мы купались ежедневно и утром, и днём, и вечером, а почувствовали всю прелесть лишь после того, как выкупалась в озере мать и, выкупавшись, повернулась к озеру и поблагодарила его.
(По А. Яшину)

2. Найдите в тексте предложения с прямой речью. Как они оформлены? Запишите их, оформив с помощью кавычек.
Предложения с прямой речью оформлены в виде реплик диалога (каждая реплика написана с новой строки, перед репликой стоит тире).
Она часто заставляла нас как бы прозревать: «Обыкновенная лебеда, а тень от неё богатая, узорная, как от диковинного цветка…».
Посмотрела мать на леща, подняла золотистого, влажного, чешуйчатого великана и сказала: «Вот, ребята, озёрный лось. Заходит он в камыши, как лось в осиновую рощу, питается травкой, личинками, червячками, сам никого не обижает, а его все боятся. Озёрный лось!».

3. Выпишите из текста вводные слова. Как вы думаете, какое значение они имеют? Как они выделяются в предложении?
Вводные слова: значит (связь мыслей), конечно (уверенность). Вводные слова помогают установить связь между предложениями, сделать вывод, выразить уверенность в своих размышлениях и выводах.
Вводные слова на письме выделяются запятыми.

4. Есть ли обращения в этом тексте? Назовите их.
В тексте есть обращение – «ребята».

5. Объясните постановку тире в предложениях текста.
В предложении «1) Отдыхала ли она сама – 2) трудно сказать» тире ставится между двумя предложениями, которые связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют.
В предложении «Узнала от рыбаков мать, что лещ – рыба мирная, не хищная, любит жить в траве, в хвоще, а растёт быстро и достигает размеров необыкновенных» тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже.

6. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.

7. Выпишите из текста синонимы и антонимы. Продолжите их ряд.
Синонимы: завтракали – обедали – ужинали; завтраки – обеды – ужины; ликовала – радовалась; мирная – не хищная; диковинного - необыкновенных; смотрели – замечать – прозревать; большой – огромный – великий; тихий – неслышный; маленький – миниатюрный – крошечный.
Антонимы: закатам – восходам; замечать – не обращать внимания; обыкновенная – диковинного, необыкновенных; мирная – хищная; утром – вечером; идти – стоять; вверх – вниз; горячий – холодный.

8. Найдите в тексте примеры предложений: простого и сложных сложносочинённого и сложноподчинённого.
Простое предложение: «Завтракали, обедали и ужинали мы на берегу озера, прямо у костра.».
Сложносочинённое предложение: «[Обыкновенная лебеда], а [тень от неё богатая, узорная, как от диковинного цветка]…».
Сложноподчинённое предложение: «[Интересно было], (когда она вдруг замечала в жизни, в природе что-то такое), (мимо чего мы проходили, не обращая на это внимания).»

9. Выпишите слова с не разных частей речи. Объясните их написание Сформулируйте правила, которым подчиняется написание этих слов.
Не было («не» с глаголами пишется раздельно), не захватили («не» с глаголами пишется раздельно), не обращая («не» с деепричастиями пишется раздельно), не хищная (прилаг., подразумевается противопоставление), необыкновенных (прилаг., =удивительных, огромных), не обижает («не» с глаголами пишется раздельно).
«Не» с глаголами и деепричастиями пишется раздельно (не знал, не зная), кроме тех случаев, когда слово без «не» не употребляется (негодовать, негодуя), а также если в слове есть приставка «недо-» (недовыполнить, недовыполнив).
«Не» с именами прилагательными пишется слитно, если: 1) без «не-» не употребляется (нелепый, ненастный); 2) можно заменить другим прилагательным без «не» (небольшой – маленький; невысокий – низкий). 3) в качестве пояснительных слов выступают наречия меры и степени «почти, весьма, довольно, очень, в высшей степени, гораздо, абсолютно, чрезвычайно, вполне, крайне, отчасти, совершенно, полностью, слишком и т. д.» (крайне неинтересная дискуссия).
«Не» с именами прилагательными пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом «а», слова «отнюдь», «вовсе», «далеко», то качественное прилагательное напишем раздельно (не робкий, а смелый; решение вовсе не правильное).

10. Выпишите из текста ключевые слова и словосочетания.
Ключевые слова и словосочетания: на берегу озера, больше всех довольна, ликовала, находила что-то прекрасное, радовалась не одним закатам и восходам, радовались всем маминым радостям, смотрели её глазами, заставляла нас как бы прозревать, почувствовали всю прелесть.

11. Напишите изложение по этому тексту.
Изложение
Ели мы на берегу озера. Мать готовила еду, мыла посуду. Отдыхала ли она сама – трудно сказать. Но была довольна больше всех, ликовала, находила во всём что-то прекрасное.
Мы радовались маминым радостям и на всё смотрели её глазами: на лебеду с узорной тенью, на озёрного великана леща, на серебристую плотву.
Мы купались в озере, но почувствовали всю прелесть только после того, как выкупалась в озере мать, повернулась к озеру и поблагодарила его.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением