Упр.80 ГДЗ Пименова Еремеева 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 80. 1. Прочитайте выразительно текст. Озаглавьте его.Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы, окружавшие2 наш деревенский сад. В глубоких дуплах старых лип...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пименова, Еремеева, Купалова 7 класс, Просвещение:
80. 1. Прочитайте выразительно текст. Озаглавьте его.
Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы, окружавшие2 наш деревенский сад. В глубоких дуплах старых лип гнездились сычи, перекликавшиеся2 по ночам страшными голосами. Пчёлы гудели над цветущими вершинами лип. Под одинокой развесистой липой, росшей перед нашим деревенским домом, мы обедали, пили чай.
Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую2 листву,' и у оголённых2 корней сухим шелестящим ковром лежат опавшие жёлтые листья. Идёшь, бывало, по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья, приготовившиеся2 к долгой зимовке.
(По И. Соколову-Микитову)
2. Спишите текст (контрольное списывание), подчёркивая причастия. Используйте памятку 3.
Подчеркнём причастия:
Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы, окружавшие наш деревенский сад. В глубоких дуплах старых лип гнездились сычи, перекликавшиеся по ночам страшными голосами. Пчёлы гудели над цветущими вершинами лип. Под одинокой развесистой липой, росшей перед нашим деревенским домом, мы обедали, пили чай.
Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую листву, и у оголённых корней сухим шелестящим ковром лежат опавшие жёлтые листья. Идёшь, бывало, по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья, приготовившиеся к долгой зимовке.
Докажем, что подчёркнутые слова являются причастиями:
- окружавшие: слово окружавшие – причастие, так как обозначает признак предмета (липы) по действию, отвечает на вопрос какие? и образовано от глагола окружать с помощью суффикса -вш-.
- перекликавшиеся: слово перекликавшиеся – причастие, так как обозначает признак предмета (сычи) по действию, отвечает на вопрос какие? и образовано от глагола перекликаться с помощью суффикса -вш-.
- цветущими: слово цветущими – причастие, так как обозначает признак предмета (вершинами) по действию, отвечает на вопрос какими? и образовано от глагола цвести с помощью суффикса -ущ-.
- росшей: слово росшей – причастие, так как обозначает признак предмета (липой) по действию, отвечает на вопрос какой? и образовано от глагола расти с помощью суффикса -ш-.
- пожелтевшую: слово пожелтевшую – причастие, так как обозначает признак предмета (листву) по действию, отвечает на вопрос какую? и образовано от глагола пожелтеть с помощью суффикса -вш-.
- оголённых: слово оголённых – причастие, так как обозначает признак предмета (корней) по действию, отвечает на вопрос каких? и образовано от глагола оголить с помощью суффикса -ённ-.
- шелестящим: слово шелестящим – причастие, так как обозначает признак предмета (ковром) по действию, отвечает на вопрос каким? и образовано от глагола шелестеть с помощью суффикса -ящ-.
- шуршащей: слово шуршащей – причастие, так как обозначает признак предмета (по листве) по действию, отвечает на вопрос каких? и образовано от глагола шуршать с помощью суффикса -ащ-.
- опавшей: слово опавшей – причастие, так как обозначает признак предмета (по листве) по действию, отвечает на вопрос каких? и образовано от глагола опасть с помощью суффикса -вш-.
- опавшие: слово опавшие – причастие, так как обозначает признак предмета (листья) по действию, отвечает на вопрос какие? и образовано от глагола опасть с помощью суффикса -вш-.
- приготовившиеся: слово приготовившиеся – причастие, так как обозначает признак предмета (деревья) по действию, отвечает на вопрос какие? и образовано от глагола приготовиться с помощью суффикса -вш-.
Выполним контрольное списывание:
1. Тема текста: воспоминания о детстве.
2. Основная мысль: окружающая природа оставляет неизгладимый след в душе человека, особенно в детстве, и эти воспоминания остаются с ним на всю жизнь.
3. Значение непонятных слов:
Сыч – ночная хищная птица из отряда сов.
Зимовка – проводить зимнее время.
4. Орфограммы и пунктограммы:
Ещё в детстве (проверочное слово: дети) я полюбил (неизменяемая приставка по-) зелёные (проверочное слово: зелень) высокие липы, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (липы)) окружавшие (неизменяемая приставка о-) наш деревенский (первая безударная гласная является непроверяемой; проверочное слово: деревня) сад. (проверочное слово: сады) В глубоких дуплах старых лип гнездились (проверочное слово: гнёзда) сычи, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (сычи)) перекликавшиеся (неизменяемая приставка пере-; проверочное слово: кликать) по ночам (проверочное слово: ночь) страшными голосами. (проверочные слова: голос, безголосый) Пчёлы (после шипящих в корне слова в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: пчела) гудели над цветущими (проверочное слово: цвет) вершинами (проверочное слово: верх) лип. Под одинокой (словарное слово) развесистой (чередование раз-/роз-, приставка раз- является безударной: развесистой; приставка на согласные с/з перед звонким согласным) липой, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (липой)) росшей перед нашим деревенским домом, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий перед определяемым словом (липой)) мы обедали, (словарное слово) (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) пили чай.
Осенью (проверочное слово: осенний; разделительный мягкий знак перед гласной ю) это дерево (проверочное слово: деревья) раньше всех сбрасывает (неизменяемая приставка с-) свою пожелтевшую (неизменяемая приставка по-; проверочное слово: жёлтый; после шипящих пишется гласная е) листву, (проверочное слово: листья) (запятая разделяет части сложного предложения) и у оголённых (неизменяемая приставка о-; проверочное слово: голый) корней (проверочное слово: корень) сухим шелестящим (словарное слово) ковром (проверочное слово: коврик) лежат (проверочное слово: лёжа) опавшие (неизменяемая приставка о-) жёлтые (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: желтеть) листья. (разделительный мягкий знак перед гласной я) Идёшь, (запятой выделяется вводное слово) бывало, (запятой выделяется вводное слово) по опавшей липовой листве, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (по листве)) шуршащей под ногами, (проверочное слово: ноги) (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (по листве)) любуешься (любоваться, 1 спряжение) на знакомые деревья, (разделительный мягкий знак перед гласной я) (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (на дереьвья)) приготовившиеся (приставка при- имеет значение «доведение действия до определённого результата; словарное слово) к долгой зимовке. (проверочное слово: зимний)
5. Контрольное списывание:
Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы, окружавшие наш деревенский сад. В глубоких дуплах старых лип гнездились сычи, перекликавшиеся по ночам страшными голосами. Пчёлы гудели над цветущими вершинами лип. Под одинокой развесистой липой, росшей перед нашим деревенским домом, мы обедали, пили чай.
Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую листву, и у оголённых корней сухим шелестящим ковром лежат опавшие жёлтые листья. Идёшь, бывало, по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья, приготовившиеся к долгой зимовке.
3. Обозначьте все орфограммы в первом предложении.
Ещё (гласные на конце наречий после шипящих; словарное слово) в детстве (непроизносимая согласная в корне слова, проверочное слово: дети; безударное личное окончание существительного, полюбил (в чём?) в детстве, предложный падеж) я полюбил (неизменяемая приставка по-; гласная перед суффиксом прошедшего времени -л-; перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве: полюбить) зелёные (безударная гласная в корне слова, проверочное слово: зелень; безударное окончание прилагательного, липы (какие?) зелёные, окончание -ые после твёрдого согласного) высокие (безударное окончание прилагательного; липы (какие?) высокие) липы, окружавшие (неизменяемая приставка о-; безударное окончание прилагательного; липы (какие?) окружавшие) наш деревенский (безударные гласные в корне слова; первая безударная гласная является непроверяемой; проверочное слово ко второй безударной гласной: деревня; безударное окончание прилагательного, сад (какой?) деревенский, мужской род) сад. (оглушение согласного на конце слова; проверочное слово: сады)
Морфемный анализ слова:
Окружавшие
1. Окружавший – причастие.
2. Выделим основу и окончание: окружавшие
3. Найдём словообразовательные морфемы: окружавшие < окружать < круг
4. Найдём корень слова: окружавшие (кружить, круг).
5. окружавшие
Перекликавшиеся
1. Перекликавшийся – причастие.
2. Выделим основу и окончание: перекликавшиеся
3. Найдём словообразовательные морфемы: перекликавшиеся < перекликаться < перекликать < кликать < клич
4. Найдём корень слова: перекликавшиеся (перекличка, кликать).
5. перекликавшиеся
Пожелтевшую
1. Пожелтевший – причастие.
2. Выделим основу и окончание: пожелтевшую
3. Найдём словообразовательные морфемы: пожелтевшую < пожелтеть < желтеть < жёлтый
4. Найдём корень слова: пожелтевшую (жёлтый, желток).
5. пожелтевшую
Оголённых
1. Оголённый – причастие.
2. Выделим основу и окончание: оголённых
3. Найдём словообразовательные морфемы: оголённых < оголить < голый
4. Найдём корень слова: оголённых (голый, наголо).
5. оголённых
Приготовившиеся
1. Приготовившийся – причастие.
2. Выделим основу и окончание: приготовившиеся
3. Найдём словообразовательные морфемы: приготовившиеся < приготовиться < приготовить < готовить < готовый
4. Найдём корень слова: приготовившиеся (готовый, заготовка).
5. приготовившиеся
Пунктуационный анализ предложения:
[Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую листву],(1) и [у оголённых корней сухим шелестящим ковром лежат опавшие жёлтые листья].(2)
Запятая (1) разделяет части сложносочинённого предложения.
Точка (2) завершает повествовательное невосклицательное предложение.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением