Параграф 5-6 ГДЗ Мединский Чубарьян 11 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 11 класс, Просвещение:
§ 5-6. Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине ХХ — начале XXI в.
Каковы были общие черты развития социалистических стран?
Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в. достигли серьёзных успехов в экономике, социальной сфере, культуре и т. д. Однако в некоторых из них (в Венгрии, Чехословакии, Польше) непродуманные действия властей спровоцировали внутриполитические кризисы. Перестройка СССР способствовала смене правящих режимов и переориентации этих стран на Запад.
Выясните судьбу этого здания в наше время.
Сейчас в здании СЭВ в Москве располагается бизнес-центр "Святославский", который предлагает аренду офисных помещений и конференц-залов.
Какие преимущества и недостатки имел «реальный социализм»?
Преимущества
Сотрудничество в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) обеспечивало страны Восточной Европы дешёвыми энергоносителями и предоставляло их экономикам широкий рынок сбыта. Трудящимся были обеспечены социальные льготы и выплаты. Была ликвидирована безработица. Страны Восточной Европы смогли повысить уровень экономического развития. Была налажена работа объединённых энергосистем соцстран. В социалистических странах были увеличены или введены пенсии по старости и инвалидности; обеспечено бесплатное образование и медицинское обслуживание. Жизненный уровень населения значительно вырос.
Недостатки
Ускоренная индустриализация, при которой приоритет отдавался тяжёлой промышленности, привела к отставанию лёгкой промышленности. Система обязательного государственного планирования была очень громоздкой, не позволяла быстро приспосабливать экономику к потребностям научно-технической революции. Несмотря на все усилия, социалистические страны не могли достичь уровня развитых капиталистических стран, с опозданием воспринимали достижения научно-технической революции, с трудом внедряли их в жизнь.
1. Чем был вызван польский кризис 1956 г.?
Оттепель в СССР была с энтузиазмом встречена в странах Восточной Европы. В некоторых из них начались массовые движения за демократию. В июне 1956 г. на улицы польского города Познани вышли тысячи рабочих, возмущённых тяжёлыми условиями жизни.
К каким изменениям он привёл?
Демонстрация была разогнана. Однако последствия вызвали острый политический кризис. На волне массовых протестов к власти вернулся ранее снятый с должности В. Гомулка. Польское руководство отказалось от проведения коллективизации, и большинство польских крестьян работали в своём хозяйстве. СССР этому не препятствовал.
2. За что выступали протестующие в Венгрии в 1956 г.?
Реформы в этой стране начались сразу же после смерти Сталина, когда правительство возглавил И. Надь. Однако руководство Венгерской партией трудящихся (ВПТ) оставалось в руках М. Ракоши. В 1955 г. Ракоши сумел отстранить Надя от власти и объявить его «правым оппортунистом». Но СССР настоял на удалении Ракоши и реабилитации репрессированного ранее Я. Кадара. Однако это не помогло: протестное движение в Венгрии оказалось сильнее и организованнее, чем в Польше. За возвращение Надя к власти и продолжение реформ выступали венгерские писатели и студенчество. С одобрения демократов коммунистов студенты создали «кружок Петёфи», где обсуждались самые острые проблемы страны.
Как был преодолён венгерский кризис?
4 ноября 1956 г. советские войска вошли в Будапешт и подавили выступления. И. Надь был арестован и приговорён к смертной казни. В Венгрии было сформировано правительство во главе с Я. Кадаром. В дальнейшем оно стало инициатором экономических реформ, направленных на расширение рыночных отношений. Они позволили Венгрии стать одной из самых успешных стран Восточной Европы.
1. За что выступали коммунисты-реформаторы в Чехословакии?
Как считал Дубчек и его сторонники, в стране необходимо провести осторожные демократические преобразования. Была ослаблена цензура, прекратились преследования за высказывание оппози-ционных мнений. Апрельский пленум ЦК КПЧ предложил «Программу действий», которая предполагала расширение самостоятельности предприятий и создание на них органов самоуправления, независимость профсоюзного движения, возможность создания новых партий. Пленум выдвинул идею сочетания плановой и рыночной экономики. КПЧ провозгласила лозунг построения «социализма с человеческим лицом».
2. Почему события в Чехословакии вызвали недовольство советского руководства?
Выборы делегатов на чрезвычайный съезд КПЧ принесли победу сторонникам реформ. Консерваторы в ЦК партии могли лишиться своих постов. После этого никто уже бы не смог оказывать влияние на дальнейшие политические изменения — при том, что Дубчек мог оказаться самым умеренным реформатором. Реальное лидерство могло перейти к сторонникам самых радикальных перемен. Возникла угроза переориентации Чехословакии на Запад.
Почему удалось не допустить эскалации в Чехословакии?
21 августа 1968 г. войска стран ОВД (за исключением Румынии) вошли в ЧССР и взяли её территорию под свой контроль. События протекали практически бескровно. Президент ЧССР генерал Л. Свобода приказал чехословацкой армии не оказывать сопротивления.
В апреле 1969 г. Дубчек был заменён Г. Гусаком. Начались увольнения из государственных учреждений сторонников преобразований. «Пражская весна» подошла к концу.
1. За что выступала «Солидарность»?
Профсоюз требовал проведения свободных выборов и передачи предприятий в руки рабочего самоуправления. ПОРП тянула с проведением реформ, власти чинили препятствия профсоюзу, стачки не утихали.
2. Возможно ли было сохранить социалистический путь развития Польши?
Социалистический путь развития Польши возможно было сохранить. Новый премьер-министр Польши и 1-й секретарь ЦК ПОРП генерал В. Ярузельский проявил решительность. 13 декабря 1981 г. он объявил о введении в Польше военного положения. Лидеры и активисты оппозиции были арестованы. Ситуация была в целом стабилизирована.
1. В чём заключались особенности югославской модели социализма?
Руководство предприятиями было передано не назначенным из центра директорам, а рабочим советам, которые избирались рабочими коллективами. Значительно расширились права предприятий, в экономике сохранялись рыночные черты. Одновременно была увеличена автономия союзных республик.
2. С какими трудностями столкнулось руководство социалистической Югославии и как оно пыталось их преодолеть?
Власть коммунистов и авторитет Тито скрепляли многонациональную страну, препятствовали развитию националистических движений. Тито хотел сделать национально-территориальную систему более устойчивой. Он пытался ослабить противоречия между сербами и хорватами, говорившими на диалектах одного языка. Часть населения Боснии выделилась в отдельную «национальность», определявшуюся не по языковому признаку, а в силу исторического вероисповедания мусульманства.
Какие политические силы пришли к власти в результате революций в бывших социалистических странах? Какую политику они начали проводить?
В результате революций в бывших социалистических странах к власти пришли демократические силы, которые стали проводить реформы в духе рыночной экономики.
К власти в странах Восточной Европы пришли сторонники скорейшей «вестернизации», т. е. преобразования общества по западному образцу. Реформы, которые они начали осуществлять, привели к болезненной ломке сложившейся общественной системы. Подобные меры получили название «шоковая терапия». Восточноевропейские страны быстро оказались в финансовой и политической зависимости от Запада. Их внешнеполитический курс приобрёл антироссийскую направленность.
1. Почему Чехия и Словакия «разошлись» мирно, а распад Югославии сопровождался кровавыми конфликтами?
В Югославии проживали различные этнические и религиозные группы, что создавало основу для конфликтов и противоречий.
2. Как была остановлена война в Боснии и Герцеговине?
Чтобы лишить СРЮ возможности оказывать поддержку сербам Боснии и Герцеговины, на Югославию были наложены западные санкции. В 1995 г. страны НАТО вмешались в конфликт и подвергли воздушным бомбардировкам сербские войска и мирное население Боснии и Герцеговины. В декабре 1995 г. после переговоров в Дейтоне под давлением США заключено соглашение о прекращении огня
1. Почему действия НАТО в 1999 г. могут быть охарактеризованы как агрессия?
Страны НАТО потребовали от президента Югославии С. Милошевича вывести войска из Косово. Без согласования с ООН они предъявили ультиматум: или ввод в Косово войск НАТО и предоставление краю широкой автономии, или военное «наказание» Югославии.
В марте 1999 г. самолёты НАТО начали бомбить Югославию. Агрессия привела к многочисленным жертвам среди мирных жителей. Агрессию НАТО осудили Россия, Китай и Индия.
2. К каким последствиям привела агрессия НАТО против Югославии?
НАТО вынужденно пошло на уступки и допустило самостоятельное размещение российских войск в Косово. Они находились там до 2003 г.
Государства Запада оказали косовским албанцам экономическую поддержку и продолжили политическое давление на Югославию. На выборах 2000 г. ни Милошевич, ни кандидат от оппозиции не получили абсолютного большинства голосов. Но в преддверии второго тура выборов в ходе массовых волнений Милошевич был свергнут, позднее арестован и безосновательно передан Международному трибуналу в Гааге (не признав себя виновным, он умер в 2006 г.).
В 2006 г. образовались два самостоятельных государства — Сербия и Черногория.
Под прикрытием войск НАТО албанские экстремисты нападали на сербов, разрушали православные храмы. В 2008 г. Косово провозгласило независимость от Сербии.
3. Почему страны Запада признают право на самоопределение Косово, но отказывают в этом Абхазии, Южной Осетии, Крыму, бывшим регионам юго-востока Украины? Своё мнение аргументируйте.
США и НАТО считали это нормальным, поскольку их главной целью было ослабить и расколоть Сербию, сделав Балканский регион полностью подчинённым своим интересам. Вероятно, признание Абхазии, Южной Осетии, Крыма, бывших регионов юго-востока Украины не соответствуют целям США и НАТО.
1. Как можно оценить результаты посткоммунистического развития стран Центральной и Восточной Европы?
В большинстве стран Восточной Европы в 1990-х гг. продолжались «шоковые» реформы. Однако их результаты не везде были одинаковыми. Например, Чехия сумела добиться привлечения западных капиталов, и её экономика стала динамично развиваться. В Болгарии и Румынии «вестернизация» не привела к экономическому процветанию, промышленность рухнула, а следствием неудач стала политическая нестабильность. В Румынии происходили шахтёрские волнения, столкновения рабочих с полицией. Одновременно в стране началась националистическая кампания по поглощению соседней Молдавии, ставшей независимой республикой. В Болгарии длительные студенческие волнения позволили либералам отстранить от власти социалистическую партию.
В азиатской части бывшего СССР модель зависимого, прежде всего сырьевого, капиталистического развития в период мирового экономического кризиса показала свою уязвимость. Тем не менее поступательная динамика промышленного и сельскохозяйственного роста этих государств очевидна, прежде всего благодаря поддержке России и участию этих стран в экономических и политических объединениях, создание которых было инициировано Россией и Китаем.
2. Почему «цветные революции» по сути являются государственными переворотами?
По форме они напоминали восточноевропейские «бархатные революции» 1980-х гг., но в действительности общественное устройство не менялось, а происходила только замена одной правящей группы на другую. Как правило, основная задача заключалась в силовой смене пророссийского руководства на прозападное. Особенностью «цветных революций» стало активное вмешательство иностранных спецслужб, в основном американских и британских. Финансово они поддерживались различными международными «неправительственными» фондами (в том числе возглавляемыми Дж. Соросом).
1. Укажите причины возникновения противоречий в странах народной демократии в 1950-х гг.?
• Тотальный контроль со стороны СССР
• Экономические трудности
• Ограничение гражданских свобод
• Негативное отношение к сотрудничеству с Западом
2. В чём проявились негативные тенденции в развитии экономики в 1960— 1970-х гг.?
Ускоренная индустриализация, при которой приоритет отдавался тяжёлой промышленности, привела к отставанию лёгкой промышленности. Система обязательного государственного плани-рования была очень громоздкой, не позволяла быстро приспосабливать экономику к потребностям научно-технической революции. Несмотря на все усилия, социалистические страны не могли достичь уровня развитых капиталистических стран, с опозданием воспринимали достижения научно-технической революции, с трудом внедряли их в жизнь.
3. «Пражская весна» рассматривалась как вызов и угроза влиянию СССР на страны Восточной Европы, хотя реформы проходили под лозунгами социализма. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Приведите примеры, подтверждающие вашу позицию или опровергающие её.
Я согласна с этой точкой зрения. Хотя реформы в Чехословакии 1968 года проводились под лозунгами "социализма с человеческим лицом", они угрожали советскому влиянию:
• Либерализация, ослабление цензуры, расширение гражданских прав, экономические реформы могли распространиться на другие социалистические страны
• СССР опасался дестабилизации своей сферы влияния и риска выхода стран Восточной Европы из социалистического лагеря
4. Заполните сравнительную таблицу «Кризисы в социалистических странах Европы».
5. Сравните методы борьбы властей с выступлениями рабочих в 1956, 1976 и 1981 гг. Как менялись эти методы?
• 1956 (Венгрия): жесткое подавление советскими войсками, репрессии и аресты
• 1976 (Польша): аресты активистов, силовые методы, но без советской интервенции
• 1981 (Польша): введение военного положения, аресты лидеров "Солидарности", военное управление
Методы борьбы стали более стратегическими, с использованием местных сил и политического давления вместо прямой советской интервенции.
6. Есть ли взаимосвязь между польскими и венгерскими событиями 1956 г.?
Оба восстания были вызваны недовольством экономическими условиями и политическими репрессиями. В Венгрии события 1956 года вдохновили польское общество, но польское восстание было менее кровавым и закончилось политическим компромиссом с коммунистическими властями (Гомулка пришел к власти).
Расположите в хронологической последовательности исторические события:
• создание СЭВ – 1949 г
• подавление восстания в Венгрии – 1956 г
• «Пражская весна» – 1968 г
• «бархатные революции» – с 1988 г
• объединение Германии – 1990 г
• роспуск ОВД – 1991 г
• агрессия НАТО против Югославии – 1999 г
Используя словари, объясните смысл понятия «санкции».
Санкции — это меры принудительного характера, которые применяются государствами или международными организациями в отношении других государств, организаций или лиц в случае нарушения ими международных норм или правовых обязательств.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, указав 2—3 черты.
Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в. достигли серьёзных успехов в экономике, социальной сфере, культуре и т. д. Однако в некоторых из них (в Венгрии, Чехословакии, Польше) непродуманные действия властей спровоцировали внутриполитические кризисы. Перестройка СССР способствовала смене правящих режимов и переориентации этих стран на Запад.
Похожие решебники
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением