Упр.47 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
47 Бегло просмотрите текст и запишите его ключевые слова. Определите тему текста и тип речи, который реализован в тексте. Что помогает установить принадлежность текста к определённому типу речи при просмотровом чтении?
Паука о языке ещё далека от полного и точного понимания и описания связей и отношений между основными областями языкового механизма. Однако многое всё же известно. Остановимся на трёх примерах.
а) Лексика и словообразование связаны и соотнесены по многим направлениям.1 Образование новых слов опирается на уже существующие слова механизм словообразования не может работать без такой опоры. Вместе с тем этот механизм работая даёт всё новые слова пополняет и изменяет лексику.
б) Словообразование оказывается связанным и соотнесённым также с морфологией. Хорошо извес(?)но что в пределах разных частей речи действуют свои авт..номные механизмы словообразования. Морф..логия таким образом видоизменяет общие закон..мерности и способы образования новых слов присп..сабливая их к своим требованиям и возможностям. Достаточно напомнить о резком различии (по крайней мере в таких языках как русский и другие сл..вянские) глагольного и именного словообразования это различие даёт о себе знать и в семантик.., и в морфемик.. и в способах и типах словообразования.
в) Давно и хорошо известны многие линии связей и отношений между морфологией и синт..кейсом обусловленные прежде всего их общ..й грам(?)атической основой. В области грамматической семант..ки можно назвать вл..яние синтаксических словесных позиций (членов предложения) на части речи. Как правило в П..ЗИЦИИ подлежащего и дополнен..я используются слова с предметным морфологическим значением в позицию обстоятельства легче других попадают слова с морфологическим значением «признака другого признака» то есть наречия и деепричастия. Вместе (с)тем синтаксическая позиция смещает морфологическое значение слов (несоответствующих её синтаксическому значению. Этим объясняется причина почему из существительных с предлогами ок..завш..мися в позиции обстоятельства так легко выр..стают новые и новые нареч..я. Можно назвать д..сятки изученных и ещё (не)изученных связей и отнешений между морфологией и синтаксисом как в русском так и в любом ином языке.
(Ф. М. Березин)
Ключевые слова: наука о языке, понимание, известно, лексика и словообразование, существующие слова, новые слова, изменяет, морфология, автономные механизмы словообразования, видоизменяет, в семантике и морфемике, связь, морфология и синтаксис, грамматическая основа, подлежащее, дополнение, обстоятельство, наречие.
Тема текста: «Связь разделов науки о языке».
Тип речи: рассуждение, так как текст построен по схеме: тезис, аргументы, вывод. В нём есть точка зрения автора и её доказательства.
Принадлежность текста к типу речи рассуждение помогает установить построение текста: в первом абзаце представлен тезис, в основной части – аргументы, в конце – вывод.
1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Сформулируйте правила, которыми вы руководствовались.
Наука о языке ещё далека от полного и точного понимания и описания связей и отношений (относится) между основными областями (словар.) языкового механизма (механика). Однако многое всё же известно. Остановимся на трёх примерах.
механизм
а) Лексика и словообразование связаны и соотнесены по многим направлениям. Образование новых слов опирается на уже существующие слова, (запятая между частями СП) механизм словообразования не может работать без такой опоры. Вместе с тем этот механизм, работая, (запятые выделяют одиночное дееприч.) даёт всё новые слова, (запятая разделяет однород. сказ.) пополняет и изменяет лексику.
б) Словообразование оказывается связанным и соотнесённым также с морфологией. Хорошо известно (известие), (запятая между частями СПП) что в пределах разных частей речи действуют свои автономные (словар.) механизмы (словар.) словообразования (словар.). Морфология (словар.) таким образом видоизменяет (изменит) общие закономерности (соединит. о после твёрд. согл.) и способы образования новых слов, (запятая выделяет дееприч. об.) приспосабливая (способ) их к своим требованиям и возможностям. Достаточно напомнить о резком различии (по крайней мере в таких языках, (запятая выделяет сравнит. об.) как русский и другие славянские (словар.)) глагольного и именного словообразования, (запятая между частями СП) это различие даёт о себе знать и в семантике (сущ. 1 скл., в П.п.), и в морфемике (сущ. 1 скл., в П.п.), (запятая между однород. чл. перед повторяющ. союзом «и») и в способах и типах словообразования.
в) Давно и хорошо известны многие линии связей и отношений (относится) между морфологией и синтаксисом (словар.), (запятая выделяет прич. об.) обусловленные, прежде всего, (запятые выделяют ввод. сл.) их общей (без ударения после шипящ. в оконч. сущ. пишется е) грамматической (словар.) основой. В области грамматической семантики (семантический) можно назвать влияние (словар.) синтаксических словесных позиций (членов предложения) на части речи. Как правило, (запятая выделяет ввод. сл.) в позиции (словар.) подлежащего и дополнения используются слова с предметным морфологическим значением, (запятая между частями СП) в позицию обстоятельства легче других попадают слова с морфологическим значением «признака другого признака», (запятая выделяет уточнение) то есть наречия и деепричастия. Вместе с тем (мест. с предлогом) синтаксическая позиция смещает морфологическое значение слов, (запятая выделяет прич. об.) не соответствующих (прич., есть завис. сл.) её синтаксическому значению. Этим объясняется (ясно) причина, (запятая между частями СПП) почему из существительных (словар.) с предлогами, оказавшимися (окажется; какими?, жи-ши) в позиции обстоятельства (словар.), (запятые выделяют прич. об.) так легко вырастают (черед., перед ст пишется а) новые и новые наречия (словар.). Можно назвать десятки (десять) изученных и ещё не изученных (прич., есть завис. сл.) связей и отношений (относится) между морфологией и синтаксисом как в русском, (запятая перед второй часть. составного союза) так и в любом ином языке.
(Ф. М. Березин)
Лексика и словообразование связаны и соотнесены по многим направлениям.4
(Повеств., невоскл., прост., двусост., полное, осложнено однород. подлеж. и однород. сказ.)
[– и – = и =].
1. – Чтобы проверить безударный гласный в корне, надо подобрать такое проверочное слово, в котором проверяемый гласный был бы под ударением.
– Правописание непроверяемой гласной в корне надо запомнить.
– Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать такое проверочное слово, в котором проверяемый согласный произносится отчётливо.
– Жи-ши пиши с буквой «и».
– Правописание окончаний прилагательных и причастий проверяется по вопросу.
– В окончаниях имён существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е.
– Местоимения с предлогами пишутся раздельно.
– Между однородными членами, соединёнными бессоюзной связью, ставится запятая.
– Между однородными членами, соединёнными повторяющимся соединительным союзом и, ставится запятая.
– Перед второй частью составного соединительного союза ставится запятая: как…, так и.
– Причастный оборот, находящийся после определяемого слова, выделяется запятыми.
– Всегда выделяется запятыми деепричастный оборот или одиночное деепричастие.
– Вводные слова всегда выделяются запятыми.
– Простые предложения, входящие в состав сложного предложения, разделяются запятой.
2. Найдите предложения, в состав которых входят: а) вводные конструкции; б) обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
Предложения с вводными конструкциями:
Достаточно напомнить о резком различии (по крайней мере в таких языках, как русский и другие славянские) глагольного и именного словообразования, это различие даёт о себе знать и в семантике, и в морфемике, и в способах и типах словообразования.
В области грамматической семантики можно назвать влияние синтаксических словесных позиций (членов предложения) на части речи.
Давно и хорошо известны многие линии связей и отношений между морфологией и синтаксисом, обусловленные, прежде всего, их общей грамматической.
Как правило, в позиции подлежащего и дополнения используются слова с предметным морфологическим значением, в позицию обстоятельства легче других попадают слова с морфологическим значением «признака другого признака», то есть наречия и деепричастия.
Предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами:
Давно и хорошо известны многие линии связей и отношений между морфологией и синтаксисом, /обусловленные, прежде всего, их общей грамматической основой/.
Вместе с тем синтаксическая позиция смещает морфологическое значение слов, /не соответствующих её синтаксическому значению/.
Этим объясняется причина, почему из существительных с предлогами, /оказавшимися в позиции обстоятельства/, так легко вырастают новые и новые наречия.
3. Какой тезис доказывается в тексте? Какие аргументы приводятся? На основании информации текста сделайте выводы, сопровождая их конкретными примерами.
В тексте доказывается тезис о том, что м ещё не до конца знаем всё о языке. Наиболее хорошо изучены связь лексики и словообразования, связь словообразования и морфологии, связь морфологии и синтаксиса.
Аргументы:
– Образование новых слов опирается на уже существующие слова.
– Морфология выделяет общие закономерности и способ образования новых слов.
– Морфология и синтаксис связаны тем, что , как правило, каждый отдельный член предложения может быть выражен определённой частью речи. Однако бывают и исключения.
Вывод:
Таким образом, в науке о языке различные области и нормы тесно связаны между собой.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением