Параграф 47 ГДЗ Пасечник 9 класс (Биология)

Изображение $47. ИСКУССТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫВспомните1.	Какие экологические факторы влияют на растительный и животный мир сообщества?Экологические факторы, действующие на...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Швецов 9 класс, Просвещение:
$47. ИСКУССТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ
Вспомните
1. Какие экологические факторы влияют на растительный и животный мир сообщества?
Экологические факторы, действующие на растительный и животный мир, можно разделить на две основные группы:
- Факторы живой, природы, или биотические, связанные с влиянием со стороны других живых организмов (растений, животных, человека).
- Факторы неживой природы, или абиотические. К ним относят свет, температуру, влажность, со­став водной, воздушной, почвенной среды и др.
2. Какое значение имеет разнообразие видов в экосистеме?
Чем больше разнообразие видов в экосистеме, тем более устойчивы пищевые цепочки в ней. Так при выпадении одного звена пищевой цепи (например исчезновение вида), больше вероятность что это место будет занято другим видом, и пищевая цепь сохранится.

Лабораторная работа
«Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума»
1. Определите, какие организмы живут в аквариуме.
Группы организмов аквариума: продуценты (водоросли), они могут отсутствовать если питательные вещества вносятся человеком; консументы (рыбы и другие обитатели аквариума); редуценты (бактерии, которые питаются умершими консументами), часто данная группа организмов отсутствует в аквариумах.
2. Составьте все возможные пищевые цепи в аквариумной экосистеме.
Пищевые цепи аквариумной экосистемы:
- цианобактерии – амеба – циклоп – гуппи;
- спирогира – улитка Катушка;
- инфузория туфелька – рачок Дафния – данио рерио;
- кладофора (растительные остатки) – амеба – циклоп – гурами.
3. Постройте пищевую сеть для этой экосистемы.
Пищевая сеть аквариумной экосистемы:

4. Сравните аквариум с естественным водоёмом. Что общего и какие различия у этих экосистем?
Общее:
1) Среда обитания организмов в обоих экосистемах - водная.
2) Почти одинаковый химический состав экосистем.
3) Относительная стабильность обоих экосистем.
4) Организмы, проживающие в аквариумах и в водоемах, имеют одинаковые приспособления к среде обитания и при потребности могут перемещаться из одной экосистемы в другую.
Различия:
1) Аквариум - созданная человеком экосистема, водоем - природная.
2) Стабильность аквариума поддерживается человеком, стабильность водоема достигается механизмами саморегуляции.
3) Водоемы подвержены сукцессии, аквариумы - нет.
4) Аквариум не может существовать продолжительное время без ухода человека, водоем - способен просуществовать без вмешательства человека.
5) Водоемам характерно более существенное разнообразие видового состава, нежели аквариумам.
6) Пищевые цепи водоемов полностью состоят из организмов, обитающих непосредственно в них, а большая часть пищевых цепей аквариума начинается с кормов, вносимых человеком.
7) Аквариум существует относительно изолированно от всей окружающей среды, в то время как экосистема природного водоема находиться в состоянии постоянного взаимодействия с разнообразными факторами окружающей среды.
5. Сделайте вывод.
В искусственных экосистемах складываются такие же пищевые цепи и сети, что и в естественных.
1. Какие экосистемы называют искусственными?
Искусственная экосистема – это совокупность организмов, живущих в созданных человеком условиях.
2. Сравните естественные и антропогенные экосистемы. Ответ оформите в виде таблицы.
Критерий сравнения Естественные экосистемы Антропогенные экосистемы
Пищевые цепи Продуценты, консументы, редуценты Продуценты, консументы, редуценты. Обязательное присутствие человека
Устойчивость Высокая Низкая
Круговорот веществ Не нарушается Нарушен, так как большая часть продукции изымается человеком при сборе урожая
Отбор Естественный искусственный
Источник энергии биоценоза Солнечная энергия Солнечная энергия и энергия, затрачиваемая человеком на обработку почвы, борьбу с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных структур и т.д.
Пример Лес, луг, озеро Парк, сад, сельскохозяйственное поле

Подумайте!
Можно ли создать благоприятную среду обитания для человека в крупных городах?
В экосистемах городов нарушено соотношение продуцентов, консументов и редуцентов. В город постоянно поступает энергия и ресурсы, необходимые для его функционирования. Город производит огромное количество ядовитых газов, токсичных отходов, загрязняющих окружающую среду. В связи с этим экологическое равновесие в городской экосистеме не может быть достигнуто, поэтому регулирование всех процессов, связанных с потоками вещества и энергии в городе, берет на себя человек. Однако благодаря правильной организации городских ландшафтов можно снизить силу антропогенного воздействия на природу, улучшить экосистему города.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением