Упр.382 ГДЗ Рыбченкова Александрова 8 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2023)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова 8 класс, Просвещение:
Прочитайте и запишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. О чём этот текст?
Со(?)це жгло (н..)милосер(?)но. Едва поднявшись над горизонтом, оно о..давало землю своим г..ряч..м дыхани..м, а к полудню степь пр..вращалась в ра..калё(н, нн)ую печь. От (н..)выносимой жары никла каждая травинка. Звери рвали ко..тями сухую, (н..)податл..вую землю, завал..вались набок, т..жело дышали. На мягких кротовинах, распластав бе..сильные крылья и разинув клювы, отлеж..вались стрепеты.
Всё больше и..парялись, всё глубже уходили в землю скудные подпочв..(н, нн)ые воды. Травы стали буреть, сохнуть, и вся степь словно потускнела, сделалась серой и (н..)пр..ютной.
Лишь иногда (н..)надолго в степи появлялся ветер. Он пробегал по н..зинам, ш..велил ув..дающ..е травы, и травы отзывались ж..стким ж..стяным шел..стом. Но однажды перед ра..светом с востока подул ровный, сухой ветер. Он (не)ослаб..вал и, казалось, (не)крепчал, дул утром и днём, вечером и ночью с тоскливым, зловещ..м однообразием. Никакой прохлады не было в этом душном, горяч..м ветре, никакого облегчения он (не)пр..носил. На четвёртые сутки ветер усилился, стал н..сти с собой ре..кие п..очинки и почти (незаметную мелкую пыль.
Как раз в эти дни у балки ярко и молодо зацвёл п..дсолнух. Он ра.щветал напер..кор всему, словно его (не)к..салось то, что происходило в степи: жаркое дыхание суховея, безвреме(н, нн)ое ув..дание трав, (не)утолё(н, нн)ая, смертная жажда пересохшей земли.
П..дсолнух был виден издал..ка. Одиноко высился он среди серых ковылей и полыни, вызывающе поворачивая к г..рячему со(?)нцу свою цв..тущую к..рзинку.
(В. Закруткин)
Солнце жгло немилосердно. Едва поднявшись над горизонтом, оно обдавало землю своим горячим дыханием, а к полудню степь превращалась в раскалённую печь. От невыносимой жары никла каждая травинка. Звери рвали когтями сухую, неподатливую землю, заваливались набок, тяжело дышали. На мягких кротовинах, распластав бессильные крылья и разинув клювы, отлёживались стрепеты.
Всё больше испарялись, всё глубже уходили в землю скудные подпочвенные воды. Трав стали буреть, сохнуть, и вся степь словно потускнела, сделалась серой и неприютной.
Лишь иногда ненадолго в степи появлялся ветер. Он пробегал по низинам, шевелил увядающие травы, и травы отзывались жёстким жестяным шелестом. Но однажды перед рассветом с востока подул ровный, сухой ветер. Он не ослабевал и, казалось, не крепчал, дул утром и днём, вечером и ночью с тоскливым, зловещим однообразием. Никакой прохлады не было в этом душном, горячем ветре, никакого облегчения он не приносил. На четвёртые сутки ветер усилился, стал нести с собой резкие песчинки и почти незаметную мелкую пыль.
Как раз в эти дни у балки ярко и молодо зацвёл подсолнух. Он расцветал наперекор всему, словно его не касалось то, что происходило в степи: жаркое дыхание суховея, безвременное увядание трав, неутолённая, смертная жажда пересохшей земли.
Подсолнух был виден издалека. Одиноко высился он среди серых ковылей и полыни, вызывающе поворачивая к горячему солнцу свою цветущую корзинку. (В. Закруткин)
1. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
Тема текста: сильная жара.
Основная мысль текста: не сдаваться перед трудностями.
2. Какие слова в двух последних абзацах являются ключевыми и помогают выразить основную мысль текста?
Ключевые слова: зацвёл подсолнух, расцветал наперекор всему, был виден издалека, вызывающе поворачивал цветущую корзинку.
3. Какие художественные приёмы помогают автору выразить основную мысль текста? С какой целью используются антитеза и олицетворение в тексте?
Эпитеты, олицетворения, метафоры, антитеза помогают автору выразить основную мысль.
Антитеза используется с целью противопоставления чего-то чему-то, оттеняет значение противоположных понятий и делает речь яркой и выразительной: высохшую степь и подсолнух.
Олицетворение позволяет создать яркий образ: [солнце] обдавало горячим дыханием; уходили воды; [ветер] пробегал.
4. Как вы понимаете значение слова немилосердно, употреблённого в первом предложении текста? Зависит ли его значение от контекста?
Немилосердно – безжалостно. Значение слова не зависит от контекста.
5. Найдите в тексте предложение с обобщающим словом при однородных членах.
Он расцветал наперекор всему, словно его не касалось то, что происходило в степи: жаркое дыхание суховея, безвременное увядание трав, неутолённая, смертная жажда пересохшей земли.
6. Найдите в тексте предложения, в которых имеющиеся в них однородные члены выражены: 1) наречиями; 2) прилагательными; 3) существительными.
1) Он не ослабевал и, казалось, не крепчал, дул утром и днём, вечером и ночью с тоскливым, зловещим однообразием. Как раз в эти дни у балки ярко и молодо зацвёл подсолнух.
2) Звери рвали когтями сухую, неподатливую землю, заваливались набок, тяжело дышали. Но однажды перед рассветом с востока подул ровный, сухой ветер. Он не ослабевал и, казалось, не крепчал, дул утром и днём, вечером и ночью с тоскливым, зловещим однообразием. Никакой прохлады не было в этом душном, горячем ветре, никакого облегчения он не приносил.
3) На четвёртые сутки ветер усилился, стал нести с собой резкие песчинки и почти незаметную мелкую пыль. Одиноко высился он среди серых ковылей и полыни, вызывающе поворачивая к горячему солнцу свою цветущую корзинку.
7. Сделайте письменный синтаксический разбор четвёртого предложения третьего абзаца.
Он не ослабевал и, казалось, не крепчал, дул утром и днём, вечером и ночью с тоскливым, зловещим однообразием. (Повест., невоскл., прост. двусост., распростр., полное, осложнено однородными сказуемыми, обстоятельствами и определениями.)
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением