Параграф 3 ГДЗ Арсентьев Данилов 6 класс (История)

Изображение Параграф 3. Восточные славяне и их соседи.Что позволило восточным славянам заселить обширнейшие пространства на востоке Европы?Племена индоевропейцев находились в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Стефанович 6 класс, Просвещение:
Параграф 3. Восточные славяне и их соседи.
Что позволило восточным славянам заселить обширнейшие пространства на востоке Европы?
Племена индоевропейцев находились в постоянном движении, осваивая новые территории, соприкасались и смешивались с другими народами. Отдельные группы индоевропейских племён больше отдалялись друг от друга.
Какие племена участвовали в Великом переселении народов?
В Великом переселении народов участвовали германские племена готов, франки, вандалы, саксы, тюркские и монгольские племена гуннов, славянские племена.
Можно ли назвать религии древних египтян, греков, римлян языческими?
Можно, так как древние египтяне, греки и римляне верили не в одного бога, а в несколько (многобожие).
Чем отличается родовая община от соседской (территориальной)? Как управляется каждая из них? Чем вызваны эти различия?
Главное отличие родовой общины от соседской состоит в том, что члены родовой общины связаны кровно, а члены соседской общины лишь проживают совместно на определенной территории. Родовая община управляется старейшинами - старыми старыми людьми. Соседская община также управлялась старейшинами, однако эти люди уже были самыми мудрыми, члены общины доверяли их мудрости.
В летописи сохранилась пословица “погибли яко обры”. Объясните её смысл.
Обры - аварские племена. Авары создали на территории современной Венгрии своё государство-каганат. Позже он был разгромлен войсками Карла Великого, действовавшими в союзе со славянскими племенами.

1. Когда славянские племена выделились из индоевропейских?
Во II тыс. до нашей эры из индоевропейских племен выделились балтославянские племена. В V в. до н. э. эти племена разделились на балтов и славян.

2. Перечислите основные занятия восточных славян и назовите орудия труда, которыми они пользовались.
Основные занятия восточных славян:
• земледелие
• скотоводство
• бортничество
• рыболовство
• охота
• ремёсла: ткачество, кузнечное, гончарное
Орудия труда:
• соха
• борона
• лукошье
• серп
3. В чем преимущество двуполья и трехполья перед перелогом и подсечно-огневой системой?
Системы двуполья и трехполья позволяли земле отдыхать. Благодаря этому почвы становились более плодородными и медленнее истощались. Урожайность повышалась.
4. Опишите внешний облик восточных славян и их образ жизни.
Многие славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы и серые глаза.
5. Какими были религиозные верования восточных славян?
Восточные славяне были язычниками - поклонялись многим богам. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (щур, домовой) оставались в доме и охраняли потомков от бед. В реках и озерах водились русалки.
6. Как была организована жизнь в славянском племени?
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами. По мере расселения родственные узы стали слабеть. Родовую общину сменила соседская (вервь). Важные вопросы решали на вече - общем совете.
Изучаем документ.
1. Пользуясь текстом параграфа и сведениями документа, составьте рассказ о жизни в славянском поселении.
Славяне селились по берегам рек и озёр. В славянском поселении хижины находились на большом расстоянии друг от друга. Хижинами славян были полуземлянки. Стены домов и домашняя утварь делалась из дерева. Жилище топилось по-черному: дым выходил через отверстие в крыше. Сами славяне были высокие. крепкие телосложением, сильные и выносливые. Славяне были храбрыми воинами. В бой шли с щитом и дротиками, но никогда не носили панцирей. Славяне были язычниками. Они почитали реки и нимф, верили в различных существ.
2. Оцените, как относится автор к славянам - уважительно, со страхом, пренебрежительно или как-то по-другому.
Автор неоднозначно относится к славянам. В некоторых фразах можно уловить пренебрежение (“жалкие хижины”). Однако автор говорит с уважениям о их воинских способностях. Он отмечает их храбрость и силу.
3. Сопоставьте текст документа с текстом учебника и определите, как назывался верховный бог у славян.
Верховный бог славян - Перун.

1. Каким образом история восточных славян связана с Великим переселением народов?
Восточные славяне, как и другие племена, изменяли места своих поселений во время Великого переселения народов. Они активно расселялись по территории Восточной Европы.
2. Какое влияние на развитие восточных славян оказали их соседи?
У финно-угорских племён славяне заимствовали названия многих рек, озёр, селений. Большое влияние на славян оказали и потомки ираноязычного населения (скифы, сарматы). Многие древние иранские слова прочно вошли в славянский язык и сохранились в современном русском (бог, хата, собака, топор и др.).
3. Сравните сложившуюся систему управления у восточных славян с системой управления древнегреческого полиса. Что в них общего, а в чем различие? Представьте материал в виде таблицы в тетради.
критерии для сравнения Система управления у восточных славян Система управления греческого полиса
роль народа в управлении народное собрание (вече у славян и демос у греков)
вооруженные силы народное ополчение
управленческие должности избираемые правители (старейшины у славян и должностные лица у греков)
равноправие присутствует отсутствует
права рабов могут стать членами общины рабы не могут стать членами общины
собственность наличие коллективной и частной собственности
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением