Параграф 28 ГДЗ Каменский 11 класс (Биология)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Касперская, Сивоглазов 11 класс, Просвещение:
§ 28. Разнообразие экосистем
Что такое экосистема? Какие бывают экосистемы?
Экосистема – это биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоза) и среды их обитания (биотопа), связанных между собой потоками веществ и энергии.
Бывают природные экосистемы (леса, луга, водоемы) и искусственные.
Какова характерные особенности искусственных экосистем?
Искусственные экосистемы отличаются от природных:
1) низким видовым разнообразием (доминирование 1-2 культурных видов);
2) зависимостью от человека (необходимость удобрений, полива, защиты);
3) незамкнутым круговоротом веществ (вынос элементов с урожаем);
4) использованием дополнительной энергии (техника, удобрения);
5) низкой устойчивостью – без поддержки человека быстро деградируют, зарастают сорняками.
1. Какие бывают экосистемы?
Экосистемы бывают природные (леса, луга, водоемы, тундры) и искусственные (агроэкосистемы – поля, сады; урбоэкосистемы – города).
Природные делятся по масштабу на микро- (лужа, пень), мезо- (озеро, бор) и макроэкосистемы (тайга, степь), а также на наземные и водные.
2. Что такое ярусность экосистемы, в чём её биологический смысл?
Ярусность – это вертикальное расслоение экосистемы на уровни. Ярусность позволяет разным видам сосуществовать, эффективно используя пространство и ресурсы (свет, питание) без прямой конкуренции.
3. Какие растения составляют второй ярус экосистемы дубравы?
Второй ярус дубравы формируют менее светолюбивые деревья – клён и вяз, которые растут под пологом основных древесных пород (дуба и липы).
4. В чём основные отличия агроэкосистемы от природных экосистем?
Агроэкосистемы отличаются:
• бедным видовым составом (1-2 культурных вида)
• зависимостью от человека (полив, удобрения)
• незамкнутым круговоротом веществ
• необходимостью дополнительной энергии (техника)
• низкой устойчивостью без ухода
5. Из каких компонентов состоит урбоэкосистема?
• природные компоненты (воздух, вода, почва, растения, животные);
• техносферу (здания, дороги, транспорт)
• синантропные организмы (голуби, крысы, тараканы) приспособленные к городским условиям
6. Какова роль синантропных животных в городской среде?
Синантропные животные (воробьи, голуби, крысы) играют двойственную роль:
• участвуют в городских пищевых цепях, перерабатывая отходы
• могут быть вредителями (портят продукты, переносят болезни), что требует контроля их численности
1. Приведите примеры природных и искусственных экосистем.
Природные экосистемы включают дубравы, сосновые боры, тундры, озера и болота, где биоценозы формируются естественным путем.
Искусственные представлены агроэкосистемами (пшеничные поля, яблоневые сады, теплицы) и урбоэкосистемами (городские парки, скверы, промышленные зоны), созданными и поддерживаемыми человеком.
2. Перечислите основные отличия агроэкосистемы от природных экосистем.
Агроэкосистемы отличаются упрощенной структурой (доминирование 1-2 культурных видов), зависимостью от антропогенного энергоснабжения (техника, удобрения), разомкнутым круговоротом веществ (вынос элементов с урожаем) и низкой устойчивостью — без человеческого вмешательства они быстро зарастают сорняками и теряют продуктивность, в отличие от самовоспроизводящихся природных систем.
3. Охарактеризуйте ближайшие природные и искусственные экосистемы.
Ближайшие природные экосистемы характеризуются ярусностью, высоким биоразнообразием и саморегуляцией, тогда как искусственные (городской парк или школьный двор) обладают обедненным видовым составом, требуют постоянного ухода и включают элементы техносферы (дорожки, лавочки), что ограничивает их устойчивость.
4. Подготовьте презентацию «Искусственные экосистемы нашего края».
(Ссылка на презентацию ниже.)
5. Оцените состояние зелёных насаждений около вашей школы: деревьев и кустарников. Предложите рекомендации по озеленению пришкольной территории.
Пришкольные насаждения часто представлены устойчивыми, но мало разнообразными видами (тополя, клены) с недостаточным уходом. Для улучшения рекомендуется:
• высадить многоярусные посадки (деревья + кустарники + травы)
• выбрать местные засухоустойчивые виды (липа, дуб, шиповник)
• создать "экологический уголок" с луговыми травами и насекомыми-опылителями
• организовать регулярный полив и защиту от вандализма, что повысит биоразнообразие и устойчивость микробиоценоза
1. Чем обеспечивается устойчивость природных экосистем?
Устойчивость природных экосистем обеспечивается их сложной структурой, включающей множество взаимосвязанных видов, замкнутый круговорот веществ и способность к саморегуляции, что позволяет им сохранять равновесие при внешних воздействиях.
2. Почему для существования агроценоза требуется вмешательство человека?
Агроценозы требуют постоянного вмешательства человека, поскольку представляют упрощенные системы с ограниченным видовым разнообразием, незамкнутым круговоротом веществ и отсутствием естественных механизмов регуляции, что делает их неустойчивыми без искусственной поддержки.
3. Разработайте и обсудите рекомендации по созданию парка, искусственного водоема.
Для создания устойчивого парка или искусственного водоёма рекомендуется: использовать местные виды растений и животных, создавать разнообразные биотопы, обеспечивать естественные процессы самоочищения воды, минимизировать искусственные элементы и предусмотреть возможность естественного развития экосистемы.
4. Один из передовых методов современного сельского хозяйства — выращивание разных видов растений на одном поле. Что это даёт с экономической точки зрения?
Совместное выращивание разных культур на одном поле (поликультура) экономически выгодно: повышает эффективность использования земли, снижает затраты на удобрения и средства защиты растений, уменьшает риски неурожая и увеличивает общую продуктивность участка за счёт взаимодополняющего роста растений.
Зелёные насаждения — это легкие города.
Зелёные насаждения по праву называют «легкими города», поскольку они выполняют жизненно важные функции: активно поглощают углекислый газ и выделяют кислород (например, один взрослый тополь за год обеспечивает кислородом 3-4 человек), фильтруют воздух от пыли и вредных веществ (задерживая до 70% загрязнений), регулируют микроклимат (снижая температуру на 3-5°C в жару) и уменьшают шумовое загрязнение (на 10-15 децибел).
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением