Упр.276 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 276 Изучите схему, дополните её примерами, используя материалы учебника.Нормы русского литературного...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
276 Изучите схему, дополните её примерами, используя материалы учебника.
Нормы русского литературного языка
Орфоэпические
Морфологические
Лексические
Синтаксические
Словообразовательные
Орфоэпические нормы русского языка – это правила произношения отдельных звуков (гласных и согласных), определённых звукосочетаний, некоторых слов и их форм. Орфоэпические нормы базируются на использовании фонетических законов русского языка. Например: гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: олень – [а]лень, опоздать – [а]п[а]здать, сорока – с[а]рока.
Морфологические нормы – это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи. Их нарушение приводит к ошибкам, которые затрудняют понимание высказывания и свидетельствуют о низкой речевой культуре говорящего:
килограмм баклажан вместо килограмм баклажанов,
белая тюль вместо белый тюль,
перед шестистами зрителями вместо перед шестьюстами зрителями,
в ихнем доме вместо в их доме,
едь вместо поезжай.
Лексические нормы – это правильное употребление слов и фразеологизмов в соответствии с их лексическим значением, соблюдение их сочетаемости с другими словами в предложении. Лексические нормы определяют правильный выбор слов, их смысловую и стилистическую сочетаемость в высказывании. В соответствии с лексическими нормами каждое слово используется в связи с его точным значением в определенной речевой ситуации. Например, прилагательное «рыжий» сочетается со словами «волос», «цвет», «человек», «мех», «мальчик», «пёс», «конь», но его не следует употреблять со словом «нос».
Синтаксические нормы русского литературного языка регламентируют построение словосочетаний и предложений. Ошибки чаще всего связаны с неправильным выбором управляемой формы в словосочетании, нарушением согласования подлежащего и сказуемого, использованием причастных и деепричастных оборотов, а также построением некоторых типов сложных предложений. Эти ошибки относятся к разряду грамматических. Нарушение синтаксических норм часто встречается, например, в предложениях с деепричастным оборотом: Читая текст, у меня возник вопрос. (Вместо: Читая текст, я задаюсь вопросом. Или: Когда я читал текст, у меня возник вопрос.)
Словообразовательные нормы – это нормы образования и употребления производных слов. Эти нормы отражены в толковых, грамматических, словообразовательных словарях. Примеры словообразовательных ошибок: взятничество (вместо взяточничество), глубизна переживаний (вместо глубина).
Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями стиля и условиями общения. Так, в предложении «На Кавказе Печорин неплохо проводил время, например, умыкнул Бэлу» следует считать ошибкой употребление слова «умыкнул», которое не соответствует стилю и жанру школьного сочинения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением