Упр.247 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 247. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.Октябрь уж наступилУж...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
247. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.
Октябрь уж наступил
Уж роща отр...хает ра(н,нн)ий ин...й на з...ре когда подн...мает...-ся ветер. Дорога смёрзлась пруд застыл. Далеко гуляют в полях голоса гон...чих собак и будят уснувшие дубровы.
Дни поз...ней осени бр...нят. Но как бр...нить холодное и чистое течение осе(н,нн)ей полой воды? Когда ты чу...ствуеш... её дыхание взгляд. Вода смирна вода как бы вслуш...ва...тся в тревожную поступь морозов. Как будто тихая улыбка сожаления светит...ся на умолкнувших полях а по лесам ещё играет б...гровый цвет. И мглой волнистой дыш...т (пол) день и со...нце изредк... бл...снёт над лесом. Мухоморы стоят ещё как живые но уже подмороже(н,нн)ы и сверкают огне(н,нн)о. День краткий гасн...т досуг вечерний полон (полу) сна (полу) воображения. Как будто ты влюблён легко и радос...но. Снов... молод и СЧЭС...ЛИВ.
И словно ты плывёш... сквозь этот шум и говор листопада2 ра...-кинул руки смотр...ш... вокруг помолодевш...ми глазами. И (н...) мо-жеш... найти больше (н...) каких других слов кроме самых простых и ле...ких как говор ручья Унылая пора! Очей оч...рованье!
Опять стоиш... и повторя...ш (н...) повторя...ш... а дыш...ш... сиянием и лёгкостью слов этих сер...ца Унылая пора! Очей оч...рованье!
(Ю. Куранов)
Октябрь уж наступил
Уж роща отряхает (проверочное слово: тряска) ранний (образовано от основы на согласный н при помощи суффикса –н-: рано + -н-) иней (словарное слово) на заре, (чередование -зар-/-зор-, в безударной позиции пишется гласная а: заре) (запятая разделяет части сложного предложения) когда поднимается (чередование –ним-/-ня-, после корня стоит суффикс –а-; ветер (что делает?) поднимается) ветер. Дорога смёрзлась, (запятая разделяет части сложного предложения) пруд застыл. Далеко гуляют в полях голоса гончих (сочетание нч пишется без мягкого знака) собак и будят уснувшие дубровы.
Дни поздней (проверочное слово: опоздать) осени бранят. (проверочное слово: брань) Но как бранить (проверочное слово: брань) холодное и чистое течение осенней (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса –н-: осень + -н-) полой воды? Когда ты чувствуешь (словарное слово; мягкий знак после шипящего указывает на форму глагола: ты (что делаешь?) чувствуешь, 2 лицо, единственное число) её дыхание, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) взгляд. Вода смирна, (запятая разделяет части сложного предложения) вода как бы вслушивается (вслушиваюсь, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется; вслушиваться, 1 спряжение) в тревожную поступь морозов. Как будто тихая улыбка сожаления (проверочное слово: жалость; после шипящих пишется гласная а) светится (улыбка (что делает?) светится) на умолкнувших полях, (запятая разделяет части сложного предложения) а по лесам ещё играет багровый (словарное слово) цвет. И мглой волнистой дышит (дышать, 2 спряжение, исключение) полдень, (пол- со словами, начинающимися с согласного, пишется слитно) (запятая разделяет части сложного предложения) и солнце (проверочное слово: солнечный) изредка (на конце наречий с приставкой из- пишется гласная а) блеснёт (проверочное слово: блеск) над лесом. Мухоморы стоят ещё, (запятой выделяется сравнительный оборот) как живые, (запятой выделяется сравнительный оборот) но уже подморожены (в суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна н) и сверкают огненно. (образовано от прилагательного «огненный»; в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) День краткий гаснет, (запятая разделяет части сложного предложения) досуг вечерний полон полусна, (полу- пишется слитно) (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) полувоображения. (полу- пишется слитно; словарное слово) Как будто ты влюблён, (запятая разделяет части сложного предложения) легко и радостно. (проверочное слово: радость) Снова (на конце наречий с приставкой с- пишется гласная а) молод и счастлив. (проверочное слово: счастье)
И словно ты плывёшь (мягкий знак после шипящего указывает на форму глагола: ты (что делаешь?) плывёшь, 2-го лицо единственного число) сквозь этот шум и говор листопада, (запятой выделяется деепричастный оборот) раскинув (приставка на согласный с/з перед глухим согласным) руки, (запятой выделяется деепричастный оборот) смотришь (смотреть, 2 спряжение, исключение; мягкий знак после шипящего указывает на форму глагола: ты (что делаешь?) смотришь, 2-е лицо, единственное число) вокруг помолодевшими (глазами (какими?) помолодевшими) глазами. И не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) можешь (мягкий знак после шипящего указывает на форму глагола: ты (что делаешь?) не можешь, 2-е лицо, единственное число) найти больше никаких (частица ни с отрицательных местоимениями пишется слитно; частица ни является безударной: никаких) других слов, (оборот с предлогом «кроме» выделяется запятой) кроме самых простых и лёгких, (проверочное слово: лёгок) (запятой выделяется сравнительный оборот) как говор ручья: (двоеточие после слов автора перед цитатой) «Унылая пора! Очей очарованье!» (словарное слово) (цитата заключается в кавычки)
Опять стоишь (мягкий знак после шипящего указывает на форму глагола: ты (что делаешь?) стоишь, 2-е лицо, единственное число) и повторяешь, (повторять, 1 спряжение; мягкий знак после шипящего указывает на форму глагола: ты (что делаешь?) повторяешь, 2-е лицо, единственное число) (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) повторяешь, (повторять, 1 спряжение; мягкий знак после шипящего указывает на форму глагола: ты (что делаешь?) повторяешь, 2-е лицо, единственное число) (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи противительного союза а) а дышишь (дышать, 2 спряжение, исключение; мягкий знак после шипящего указывает на форму глагола: ты (что делаешь?) дышишь, 2-е лицо, единственное число) сиянием и лёгкостью слов этих сердца: (проверочное слово: сердечный) (двоеточие после слов автора перед цитатой) «Унылая пора! Очей очарованье!» (цитата заключается в кавычки)
1. Какой стилистический приём использует автор для создания у читателя соответствующих ассоциаций? С какой целью он это делает?
Автор использует ассоциативные образы и метафоры для создания у читателя соответствующих ассоциаций. Эти приемы помогают читателю глубже прочувствовать и понять эмоциональное состояние поздней осени, её красоту и меланхолию.
Примеры ассоциативных образов и метафор:
1. «Унылая пора! Очей очарованье!». Эти строки создают контраст между грустью и очарованием, что отражает двойственность чувств, связанных с осенью.
2. «Вода смирна, вода как бы вслушивается в тревожную поступь морозов». Метафора, которая передает спокойствие и в то же время тревожность природы.
3. «Как будто тихая улыбка сожаления светится на умолкнувших полях». Эта метафора создает образ тихой грусти и сожаления, что характерно для поздней осени.
4. «Мухоморы стоят ещё, как живые, но уже подморожены и сверкают огненно». Здесь используется сравнение, чтобы подчеркнуть контраст между жизнью и смертью, что также усиливает ощущение меланхолии.
Цель использования этих приемов:
- создание эмоциональной атмосферы. Автор стремится передать читателю глубокие и сложные чувства, связанные с осенью, её красотой и меланхолией.
-усиление выразительности текста. Метафоры и ассоциативные образы помогают сделать текст более ярким и запоминающимся, привлекая внимание читателя к деталям и эмоциям.
- создание поэтического эффекта. Использование таких приёмов делает текст более поэтичным и художественным, что характерно для литературных произведений.
2. Сделайте комплексный анализ текста.
Комплексный анализ текста:
1. Тема текста – это описание и восприятие поздней осени, когда природа готовится к зимнему сну.
а) Заглавие «Октябрь уж наступил» сразу же дает понять, что текст будет посвящен описанию осени, а именно – поздней осени. Это заглавие помогает читателю понять, что речь пойдет о конкретном времени года, его особенностях и атмосфере.
В данном случае, заглавие не только указывает на тему, но и создает определенное настроение, передавая ощущение холода, тишины и умиротворения, характерное для этого периода.
б) Начало текста «Октябрь уж наступил» играет ключевую роль в определении его темы. Оно сразу же вводит читателя в атмосферу поздней осени, подчеркивая основные элементы этого времени года:
1. Время года. Упоминание октября сразу дает понять, что речь пойдет об осени.
2. Природные явления. Описание рощи, сбрасывающей ранний иней, и замерзшего пруда создает образ холодной и суровой природы.
3. Звуки и запахи осени. Упоминание голосов гончих собак и запаха осенней воды добавляет тексту реалистичности и глубины.
4. Эмоциональное состояние. Описание дней поздней осени как «бранящих» создает ощущение меланхолии и ностальгии, характерное для этого времени года.
Таким образом, начало текста помогает читателю понять, что далее будет идти речь о поздней осени, ее особенностях и эмоциональном восприятии этого периода.
в) Конец текста «Октябрь уж наступил» также играет важную роль в определении его темы. Он подводит итог и усиливает восприятие темы, добавляя следующие элементы:
1. Эмоциональное состояние. Описание состояния, когда человек чувствует себя молодым и счастливым, несмотря на холод и суровость осени, подчеркивает красоту и гармонию этого времени года.
2. Философское осмысление. Повторение фразы «Унылая пора! Очей очарованье!» подчеркивает двойственность восприятия осени – ее грусть и очарование одновременно.
3. Природные образы. Упоминание мухоморов, которые «подморожены и сверкают огненно», добавляет тексту визуальной и эмоциональной глубины.
4. Гармония и спокойствие. Описание полусна и полувоображения, когда человек словно плывет сквозь шум листопада, подчеркивает умиротворение и спокойствие поздней осени.
Таким образом, конец текста усиливает восприятие темы, добавляя эмоциональные и философские аспекты, что помогает читателю полностью понять и прочувствовать атмосферу поздней осени, описанную в тексте.
г) Ключевые слова в тексте «Октябрь уж наступил» помогают определить его тему, подчеркивая основные элементы и атмосферу поздней осени.
1. Ранний иней. Упоминание раннего инея на роще сразу создает образ холодной и суровой природы, характерной для поздней осени.
2. Застывший пруд. Описание замерзшего пруда добавляет визуальную и эмоциональную глубину, подчеркивая холод и неподвижность этого времени года.
3. Гончие собаки. Упоминание голосов гончих собак в полях добавляет звуковую картину, характерную для осенних дней.
4. Холодное течение. Описание холодного и чистого течения осенней воды подчеркивает спокойствие и чистоту природы в этот период.
5. Багровый цвет. Упоминание багрового цвета в лесах добавляет визуальную красоту и контраст, характерные для поздней осени.
6. Полусон и полувоображение. Описание состояния полусна и полувоображения подчеркивает умиротворение и мечтательность этого времени года.
7. Мухоморы. Упоминание мухоморов, которые «подморожены и сверкают огненно», добавляет визуальную и эмоциональную глубину, подчеркивая красоту и гармонию природы.
8. Повторение фраз. Повторение фразы «Унылая пора! Очей очарованье!» усиливает двойственность восприятия осени, подчеркивая ее грусть и очарование одновременно.
2. Проблема текста заключается в двойственности восприятия осени. Автор поднимает вопрос о том, как осень, несмотря на свою суровость и меланхолию, может быть одновременно источником красоты и гармонии. Текст подчеркивает, как в этом времени года сочетаются грусть и очарование, холод и спокойствие, создавая уникальную атмосферу, которая вызывает у человека смешанные чувства.
Эта проблема выражается через ключевые слова и образы, такие как ранний иней, замерзший пруд, голоса гончих собак, холодное течение, багровый цвет, состояние полусна и полувоображения, а также мухоморы, которые «подморожены и сверкают огненно». Эти элементы помогают читателю понять, как автор видит осень и какие эмоции и размышления она вызывает.
3. Основная мысль текста заключается в том, что осень, несмотря на свою суровость и меланхолию, является временем года, которое пробуждает в человеке жизненные силы и вдохновение.
4. Тип речи – описание с элементами рассуждения.
5. Синтаксические особенности текста:
а) способ связи предложений в тексте: цепной (последовательный)
б) преобладающие типы предложений – простые односоставные, сложные с разными видами связи
в) средства связи частей текста: лексический повтор, союзы, синонимы.
6. Стиль текста – художественный.
Стилеобразующие черты:
- эмоциональность (текст передаёт эмоции и настроение автора, подчёркивая его восприятие осени как времени, полного меланхолии и очарования)
- наглядность (автор создаёт яркую картину осенней природы, используя образы и метафоры)
- многозначительность (одно слово или выражение могут иметь несколько смыслов, что является характерной чертой художественного стиля речи)
- использование тропов (в тексте присутствуют такие тропы, как метафоры, эпитеты и сравнения)
- индивидуальный авторский стиль
Стилистические средства:
- лексические: использование художественно-выразительных средств, многозначительность лексики
- морфологические: преобладание существительных и прилагательных, использование глаголов во втором лице единственного числа настоящего времени
- синтаксические: простые односоставные предложения, сложные предложения с различными видами связи, вопросительные предложения, предложения с прямой речью
7. Текст написан от второго лица.
8. Авторская оценка выражена через цитирование А. Пушкина.
9. «Чужая» речь передана при помощи прямой речи (цитата) и косвенной.
10. Текст является монологом.
11. Изобразительно-выразительные средства:
- цитирование (Унылая пора! Очей очарованье!)
- сравнения (словно ты плывёшь, как говор ручья, как живые, как будто тихая улыбка светится на полях)
- эпитеты (уснувшие, тревожную, помолодевшими)
- риторический вопрос (Но как бранить холодное и чистое течение осенней полой воды?)
- инверсия (дышишь сиянием и лёгкостью слов этих сердца)
- олицетворения (вода как бы вслушивается; мглой дышит день; шум и говор листопада)
- парцелляция (Как будто ты влюблён, легко и радостно. Снова молод и счастлив)
12. Для придания тексту большей эмоциональности и выразительности автор используют слов из стихотворения А.С. Пушкина.
Морфемный и словообразовательный анализ слова:
Листопада
- листопада
Листопада – листопад < листья падают (сложение основ)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением