Параграф 18 ГДЗ Пасечник 10 класс Углубленный уровень (Биология)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 10 класс, Просвещение:
§ 18. Клеточный уровень: общая характеристика. Методы изучения клетки
Вспомните:
1. Что такое научная картина мира? Что влияет на её изменение?
Научная картина мира — это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок.
На её изменение влияет конкретный учёный или коллектив научных сотрудников, занимающихся изучением какой-либо научной проблемы. Выявление новых фактов заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности.
2. Какие организмы среди представителей различных групп (царств) живых существ являются одноклеточными?
Среди эукариот одноклеточное строение имеют простейшие, например, амёба, инфузория-туфелька, среди грибов — дрожжи, среди низших одноклеточных растений — водоросли спирогира, хлорелла, хламидомонада.
3. Какие клетки в организме человека имеют длинные отростки и для чего эти отростки нужны?
Клетки нервной ткани — нейроны — имеют длинные отростки (аксоны). По аксону импульсы идут от тела клетки нейрона и могут передаваться на большие расстояния. Эти отростки нужны для передачи информации различным нейронам, мышцам и железам.
Проверьте себя
1. Можно ли в оптический микроскоп увидеть вирус? Почему?
Величина вирусов варьирует от 20 до 300 нм, а оптический микроскоп не позволяет изучать объекты размером менее длины световой волны (400–800 нм), т.к. световая волна не может быть отражена очень маленьким предметом из-за того, что она просто огибает его. Поэтому нельзя увидеть вирус в оптический микроскоп.
2. Можно ли в электронный микроскоп увидеть бактерию?
Электронный микроскоп может видеть вирус, соответственно, и бактерию тоже может видеть (практически все вирусы меньше бактерий).
3. От чего зависят размеры и особенности строения клетки? Чьи клетки крупнее: кашалота или дельфина?
Размеры и особенности строения клетки зависят от её функциональных свойств. Например, нервные клетки имеют аксоны для передачи нервных сигналов, лейкоциты благодаря гибкой мембране уплощаются, проходя сквозь тонкие поры в капиллярах, мышечные клетки соответственно силе сокращений изменяют свою длину. Из этого следует, что клетки кашалота и дельфина одинаковы.
4. Какие методы изучения клетки вы знаете?
Для изучения клетки используются следующие основные методы:
1) Микроскопия. Применяются световые и электронные микроскопы. Микроскопическая техника даёт возможность исследовать мир клеток со всё возрастающей точностью, позволяя создавать объёмные изображения с высокой контрастностью и различной окраской;
2) Центрифугирование. Используется для выделения и изучения различных структур клетки.
Кроме микроскопии и центрифугирования, исследователи применяют и другие методы изучения клеток. В том числе и те, которые основаны на способности клеток светиться при определённых условиях проведения исследования, усваивать радиоактивные изотопы и т.п.
1. Докажите, что клетка является системой.
Клетка является системой потому, что она:
1) Состоит из взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов — мембраны, ядра, цитоплазмы, различных органелл и других клеточных структур — ресничек, микротрубочек.
2) Клетка обладает свойствами, которыми не обладают ее отдельные части.
3) Клетка способна к метаболизму с окружающей средой, ибо в клетке постоянно происходят процессы синтеза и распада.
4) Клетка способна к саморегуляции — способность сохранять постоянство своего внутреннего состояния.
5) В клетке происходят контролируемые на генетическом уровне процессы роста, размножения и развития.
2. Используя доступные источники информации, подготовьте презентацию о развитии представлений о клеточном строении живых организмов.
1 слайд
Развитие представлений о клеточном строении живых организмов
2 слайд
Первый микроскоп
В 1590 году нидерландский мастер Захарий Янсен поместил в одну трубку две линзы от очков и смог увидеть предметы, увеличенные от 5 до 10 раз.
В 1609 году Галилео представил публике в итальянской национальной Академии «Дeи Личeи» свою первую сборку микроскопа, который состоял всего из выпуклой и вогнутой увеличительных линз.
3 слайд
Введение понятия «клетка»
Термин «клетка» ввел английский естествоиспытатель Роберт Гук. Он сконструировал микроскоп и, изучая с его помощью различные объекты, в 1665 г. обнаружил, что срез обычной винной пробки образован правильно расположенным прямоугольными ячейками, которые он и назвал клетками.
4 слайд
Обнаружение одноклеточных организмов
В 1696 году Антони ван Левенгук первым увидел и охарактеризовал одноклеточные организмы, которые в то время назывались анималкулами, а теперь мы называем их микроорганизмами или микробами, с помощью своего самодельного микроскопы.
5 слайд
Открытие клеточного ядра
Термин «ядро» впервые был применен Броуном в 1833 г. для обозначения шаровидных постоянных структур в клетках растений. В 1831–1833 гг., шотландский путешественник и физик Роберт Броун обнаружил ядро в растительных клетках. Он дал ему название «Nucleus», или «Areola». Весьма важно, что Броун настаивал на постоянном наличии ядра во всех живых клетках.
6 слайд
Клеточная теория
Клеточная теория, одно из наиболее важных обобщений в биологии, была сформулирована в 1839 г. немецкими учеными — зоологом Теодором Шванном и ботаником Маттиасом Шлейденом.
Основное значение теории Т. Шванна и М. Шлейдена заключается в том, что они показали принципиальное сходство клеток растений и животных. Это положение явилось важнейшим доказательством единства живой природы.
В дальнейшем клеточная теория развивалась благодаря новым открытиям.
7 слайд
Каждая клетка от клетки
В 1855 г. немецкий врач Р. Вирхов дополнил клеточную теорию. Он сформулировал принцип «Каждая клетка — от клетки», т.е. клетки образуются из других клеток в результате деления. Вирхов также предположил, что в основе всех заболеваний лежит изменение структуры и функций клеток. Клеточная теория в толковании Вирхова стала общепринятой основой как биологии, так и медицины.
8 слайд
Открытие митоза
Уолтер Флемминг исследовал процесс деления клеток и распределения хромосом в дочерних ядрах и назвал этот процесс митозом, от греческого слова «нить». В качестве источника биологического материала Флемминг использовал плавники и жабры саламандры и ее личинок, изучая митоз, как в естественных условиях, так и в окрашенных препаратах. Впервые результаты его наблюдений были опубликованы в 1878 году.
9 слайд
С 1903 года стала развиваться генетика.
С 1930 года стала активно развиваться электронная микроскопия, что позволило ученым детально изучить клеточные органоиды.
3. От чего зависит выбор методов в процессе проведения исследования?
Выбор методов исследования зависит от размеров предмета исследования, проблемы, выдвигаемых предположений, целей и задач.
ПОДУМАЙТЕ
Могут ли существовать в природе настолько маленькие клетки, что их невозможно различить в современные микроскопы?
Думаю, нет. Современные микроскопы настолько усовершенствованы, что позволяют видеть атомы в живых клетках, поэтому и маленькие клетки, скорее всего, были бы видны.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением