Параграф 18 ГДЗ Пасечник 10 класс Углубленный уровень (Биология)

Изображение § 18. Клеточный уровень: общая характеристика. Методы изучения клеткиВспомните:1. Что такое научная картина мира? Что влияет на её изменение?Научная картина мира —...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 10 класс, Просвещение:
§ 18. Клеточный уровень: общая характеристика. Методы изучения клетки
Вспомните:
1. Что такое научная картина мира? Что влияет на её изменение?
Научная картина мира — это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок.
На её изменение влияет конкретный учёный или коллектив научных сотрудников, занимающихся изучением какой-либо научной проблемы. Выявление новых фактов заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности.
2. Какие организмы среди представителей различных групп (царств) живых существ являются одноклеточными?
Среди эукариот одноклеточное строение имеют простейшие, например, амёба, инфузория-туфелька, среди грибов — дрожжи, среди низших одноклеточных растений — водоросли спирогира, хлорелла, хламидомонада.
3. Какие клетки в организме человека имеют длинные отростки и для чего эти отростки нужны?
Клетки нервной ткани — нейроны — имеют длинные отростки (аксоны). По аксону импульсы идут от тела клетки нейрона и могут передаваться на большие расстояния. Эти отростки нужны для передачи информации различным нейронам, мышцам и железам.
Проверьте себя
1. Можно ли в оптический микроскоп увидеть вирус? Почему?
Величина вирусов варьирует от 20 до 300 нм, а оптический микроскоп не позволяет изучать объекты размером менее длины световой волны (400–800 нм), т.к. световая волна не может быть отражена очень маленьким предметом из-за того, что она просто огибает его. Поэтому нельзя увидеть вирус в оптический микроскоп.
2. Можно ли в электронный микроскоп увидеть бактерию?
Электронный микроскоп может видеть вирус, соответственно, и бактерию тоже может видеть (практически все вирусы меньше бактерий).
3. От чего зависят размеры и особенности строения клетки? Чьи клетки крупнее: кашалота или дельфина?
Размеры и особенности строения клетки зависят от её функциональных свойств. Например, нервные клетки имеют аксоны для передачи нервных сигналов, лейкоциты благодаря гибкой мембране уплощаются, проходя сквозь тонкие поры в капиллярах, мышечные клетки соответственно силе сокращений изменяют свою длину. Из этого следует, что клетки кашалота и дельфина одинаковы.
4. Какие методы изучения клетки вы знаете?
Для изучения клетки используются следующие основные методы:
1) Микроскопия. Применяются световые и электронные микроскопы. Микроскопическая техника даёт возможность исследовать мир клеток со всё возрастающей точностью, позволяя создавать объёмные изображения с высокой контрастностью и различной окраской;
2) Центрифугирование. Используется для выделения и изучения различных структур клетки.
Кроме микроскопии и центрифугирования, исследователи применяют и другие методы изучения клеток. В том числе и те, которые основаны на способности клеток светиться при определённых условиях проведения исследования, усваивать радиоактивные изотопы и т.п.
1. Докажите, что клетка является системой.
Клетка является системой потому, что она:
1) Состоит из взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов — мембраны, ядра, цитоплазмы, различных органелл и других клеточных структур — ресничек, микротрубочек.
2) Клетка обладает свойствами, которыми не обладают ее отдельные части.
3) Клетка способна к метаболизму с окружающей средой, ибо в клетке постоянно происходят процессы синтеза и распада.
4) Клетка способна к саморегуляции — способность сохранять постоянство своего внутреннего состояния.
5) В клетке происходят контролируемые на генетическом уровне процессы роста, размножения и развития.
2. Используя доступные источники информации, подготовьте презентацию о развитии представлений о клеточном строении живых организмов.
1 слайд
Развитие представлений о клеточном строении живых организмов
2 слайд
Первый микроскоп
В 1590 году нидерландский мастер Захарий Янсен поместил в одну трубку две линзы от очков и смог увидеть предметы, увеличенные от 5 до 10 раз.
В 1609 году Галилео представил публике в итальянской национальной Академии «Дeи Личeи» свою первую сборку микроскопа, который состоял всего из выпуклой и вогнутой увеличительных линз.
3 слайд
Введение понятия «клетка»
Термин «клетка» ввел английский естествоиспытатель Роберт Гук. Он сконструировал микроскоп и, изучая с его помощью различные объекты, в 1665 г. обнаружил, что срез обычной винной пробки образован правильно расположенным прямоугольными ячейками, которые он и назвал клетками.
4 слайд
Обнаружение одноклеточных организмов
В 1696 году Антони ван Левенгук первым увидел и охарактеризовал одноклеточные организмы, которые в то время назывались анималкулами, а теперь мы называем их микроорганизмами или микробами, с помощью своего самодельного микроскопы.
5 слайд
Открытие клеточного ядра
Термин «ядро» впервые был применен Броуном в 1833 г. для обозначения шаровидных постоянных структур в клетках растений. В 1831–1833 гг., шотландский путешественник и физик Роберт Броун обнаружил ядро в растительных клетках. Он дал ему название «Nucleus», или «Areola». Весьма важно, что Броун настаивал на постоянном наличии ядра во всех живых клетках.
6 слайд
Клеточная теория
Клеточная теория, одно из наиболее важных обобщений в биологии, была сформулирована в 1839 г. немецкими учеными — зоологом Теодором Шванном и ботаником Маттиасом Шлейденом.
Основное значение теории Т. Шванна и М. Шлейдена заключается в том, что они показали принципиальное сходство клеток растений и животных. Это положение явилось важнейшим доказательством единства живой природы.
В дальнейшем клеточная теория развивалась благодаря новым открытиям.
7 слайд
Каждая клетка от клетки
В 1855 г. немецкий врач Р. Вирхов дополнил клеточную теорию. Он сформулировал принцип «Каждая клетка — от клетки», т.е. клетки образуются из других клеток в результате деления. Вирхов также предположил, что в основе всех заболеваний лежит изменение структуры и функций клеток. Клеточная теория в толковании Вирхова стала общепринятой основой как биологии, так и медицины.
8 слайд
Открытие митоза
Уолтер Флемминг исследовал процесс деления клеток и распределения хромосом в дочерних ядрах и назвал этот процесс митозом, от греческого слова «нить». В качестве источника биологического материала Флемминг использовал плавники и жабры саламандры и ее личинок, изучая митоз, как в естественных условиях, так и в окрашенных препаратах. Впервые результаты его наблюдений были опубликованы в 1878 году.
9 слайд
С 1903 года стала развиваться генетика.
С 1930 года стала активно развиваться электронная микроскопия, что позволило ученым детально изучить клеточные органоиды.
3. От чего зависит выбор методов в процессе проведения исследования?
Выбор методов исследования зависит от размеров предмета исследования, проблемы, выдвигаемых предположений, целей и задач.
ПОДУМАЙТЕ
Могут ли существовать в природе настолько маленькие клетки, что их невозможно различить в современные микроскопы?
Думаю, нет. Современные микроскопы настолько усовершенствованы, что позволяют видеть атомы в живых клетках, поэтому и маленькие клетки, скорее всего, были бы видны.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением