Упр.161 ГДЗ Пименова Еремеева 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 161. 1. Прочитайте выразительно текст. К какому стилю речи его можно отнести?Я открыл глаза и увидел чёрное небо, усеянное яркими и крупными звёздами. Огненные...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пименова, Еремеева, Купалова 7 класс, Просвещение:
161. 1. Прочитайте выразительно текст. К какому стилю речи его можно отнести?
Я открыл глаза и увидел чёрное небо, усеянное яркими и крупными звёздами. Огненные сполохи5 неясно оза-рялиьлес, раскинувшийся позади. Иногда над моей головой проносились трассирующие?2 пули, похожие на светлячков, летевших стремительно. Вскоре мы двинулись в путь по узкой дороге, петлявшей по лесу и темневшей в колеях водой. Мы вошли в осиновый подлесок и принялись рыть окопы. Земля, иссечённая тугими струями, была мягкой,7и лопата легко входила в грунт.
(По Э. Казакевичу)
К какому стилю речи его можно отнести?
Стиль речи: художественный.
Текст написан эмоционально и выразительно, он описывает определённый эпизод жизни; в нём присутствуют различные художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры), в тексте чувствуется авторский стиль.
2. Спишите текст (контрольное списывание), подчёркивая одиночные причастия и причастные обороты, выделяя суффиксы причастий и указывая, действительные они или страдательные.
Подготовимся к контрольному списыванию:
1. Тема текста: отрывок из военной жизни автора.
2. Основная мысль: описание атмосферы военных действий, автор обращает внимание одновременно на красоту природы и опасность ситуации, в которой он находится.
3. Определим значения неизвестных слов:
Трассирующий – имеющий видимую траекторию полёта, оставляющий за собою в полёте трассу — светящийся или дымовой след.
Светлячок – название представителя семейства светляков.
Подлесок – кустарники и мелкие деревья в лесу из больших, многолетних деревьев.
Колея – углублённый след от колеса на грунте.
Окоп (воен.) – земляное укрепление, укрытие от пуль, снарядов, осколков и т. п. в виде рва с насыпью.
Грунт (спец.) – земля, почва.
4. Объясним орфограммы и пунктограммы:
Я открыл (неизменяемая приставка от-) глаза и увидел (перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве: увидеть) чёрное (после шипящих в корне слова в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: чернеть) небо, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (небо)) усеянное яркими и крупными звёздами. Огненные сполохи неясно (можно заменить синонимом: смутно) озаряли (неизменяемая приставка о-; чередование –зар-/-зор-, в корне слова в безударной позиции пишется гласная а: озаряли) лес, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (лес)) раскинувшийся (чередование рас-/рос-, приставка рас- является безударной: раскинувшийся; приставка на согласные с/з перед глухим согласным) позади. (неизменяемая приставка по-) Иногда (словарное слово) над моей (проверочное слово: мой) головой (проверочные слова: головы, головушка) проносились (неизменяемая приставка про-; проверочное слово: проносится) трассирующие (словарное слово; трассируют, трассировать, 1 спряжение) пули, (запятой выделяется сравнительный оборот) похожие (неизменяемая приставка по-) на светлячков, (проверочное слово: свет; сочетание чк пишется без мягкого знака) (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (на светлячков) летевших (проверочное слово: полёт) стремительно. (проверочное слово: стремя) Вскоре мы двинулись в путь по узкой (проверочное слово: узок) дороге, (словарное слово) (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (по дороге)) петлявшей (проверочное слово: петли) по лесу и темневшей (проверочное слово: тёмный) в колеях (словарное слово) водой. (проверочное слово: водный) Мы вошли (неизменяемая приставка во-) в осиновый (словарное слово) подлесок (неизменяемая приставка под-) и принялись (приставка при- имеет значение «действие в чьих-либо интересах»; чередование -ним-/-ня-, после корня нет суффикса -а-) рыть окопы. (словарное слово) Земля, (проверочное слово: подземный) (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (земля)) иссечённая (приставка на согласные с/з перед глухим согласным) тугими струями, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (земля)) была мягкой, (запятая разделяет части сложного предложения) и лопата (словарное слово) легко (проверочное слово: лёгок) входила (проверочное слово: входит) в грунт.
5. Выполним контрольное списывание:
Я открыл глаза и увидел чёрное небо, усеянное яркими и крупными звёздами. Огненные сполохи неясно озаряли лес, раскинувшийся позади. Иногда над моей головой проносились трассирующие пули, похожие на светлячков, летевших стремительно. Вскоре мы двинулись в путь по узкой дороге, петлявшей по лесу и темневшей в колеях водой. Мы вошли в осиновый подлесок и принялись рыть окопы. Земля, иссечённая тугими струями, была мягкой, и лопата легко входила в грунт.
Подчеркнём одиночные причастия и причастные обороты, выделим суффиксы причастий:
Я открыл глаза и увидел чёрное небо, усеянное яркими и крупными звёздами. Огненные сполохи неясно озаряли лес, раскинувшийся позади. Иногда над моей головой проносились трассирующие пули, похожие на светлячков, летевших стремительно. Вскоре мы двинулись в путь по узкой дороге, петлявшей по лесу и темневшей в колеях водой. Мы вошли в осиновый подлесок и принялись рыть окопы. Земля, иссечённая тугими струями, была мягкой, и лопата легко входила в грунт.
Укажем, действительные или страдательные причастия:
- усеянное: слово усеянное – причастие, так как обозначает признак предмета (небо) по действию, отвечает на вопрос какое? и образовано от глагола усеять с помощью суффикса -нн-; причастие усеянное обозначает признак предмета (небо), который испытывает на себе действие другого предмета (звёзды), следовательно, это страдательное причастие, оно имеет суффикс -нн-.
- раскинувшийся: слово раскинувшийся – причастие, так как обозначает признак предмета (лес) по действию, отвечает на вопрос какой? и образовано от глагола раскинуться с помощью суффикса -вш-; причастие раскинувшийся обозначает признак предмета (лес), который сам выполняет действие, следовательно, это действительное причастие, оно имеет суффикс -вш-.
- трассирующие: слово трассирующие – причастие, так как обозначает признак предмета (пули) по действию, отвечает на вопрос какие? и образовано от глагола трассировать с помощью суффикса -ющ-; причастие трассирующие обозначает признак предмета (пули), который сам выполняет действие, следовательно, это действительное причастие, оно имеет суффикс -ющ-.
- летевших: слово летевших – причастие, так как обозначает признак предмета (светлячков) по действию, отвечает на вопрос каких? и образовано от глагола лететь с помощью суффикса -вш-; причастие летевших обозначает признак предмета (светлячков), который сам выполняет действие, следовательно, это действительное причастие, оно имеет суффикс -вш-.
- петлявшей: слово петлявшей – причастие, так как обозначает признак предмета (по дороге) по действию, отвечает на вопрос какой? и образовано от глагола петлять с помощью суффикса -вш-; причастие петлявшей обозначает признак предмета (по дороге), который сам выполняет действие, следовательно, это действительное причастие, оно имеет суффикс -вш-.
- темневшей: слово темневшей – причастие, так как обозначает признак предмета (по дороге) по действию, отвечает на вопрос какой? и образовано от глагола темнеть с помощью суффикса -вш-; причастие темневшей обозначает признак предмета (по дороге), который сам выполняет действие, следовательно, это действительное причастие, оно имеет суффикс -вш-.
- иссечённая: слово иссечённая – причастие, так как обозначает признак предмета (земля) по действию, отвечает на вопрос какая? и образовано от глагола иссечь с помощью суффикса -ённ-; причастие иссечённая обозначает признак предмета (земля), который испытывает на себе действие другого предмета (струи), следовательно, это страдательное причастие, оно имеет суффикс -ённ-.
Действительные причастия:
- раскинувшийся
- трассирующие
- летевших
- петлявшей
- темневшей
Страдательные причастия:
- усеянное
- иссечённая
3. На материале текста составьте словарный диктант на тему «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Проверяемые безударные гласные в корне слова:
- над головой (проверочные слова: головы, головушка)
- проносились (словарное слово: проносится)
- на светлячков (словарное слово: свет)
- летевших (словарное слово: полёт)
- стремительно (словарное слово: стремя)
- петлявшей (словарное слово: петли)
- темневшей (словарное слово: тёмный)
- водой (словарное слово: водный)
- земля (словарное слово: земли)
- входила (словарное слово: входит)
- легко (словарное слово: лёгкий)
Лексический анализ слова:
Сполохи
1. Сполох – вспышка света, огня.
2. Многозначное слово.
Сполох – 1. (устар.) Тревожный звон, оповещающий о бедствии, сзывающий народ; набат. 2. Вспышка на небе, северное сияние, его отблески. 3. Вспышка молнии; зарница. 4. Вспышка света, огня.
3. Употреблено в прямом значении (4).
4. Синонимы: вспышка.
5. Антонимов нет.
6. Исконное.
7. Не является устаревшим.
8. Относится к общеупотребительной лексике.
9. Фразеологизмов со словом нет.
Орфографический анализ слова:
Озаряли
1. озаряли
2. Правописание приставок; приставка о- является неизменяемой.
3. Правописание корней с чередование гласных; чередование -зар-/-зор-, в безударной позиции пишется гласная а: озаряли.
Морфемный анализ слова:
Трассирующие
1. Трассирующие – причастие.
2. Выделим основу и окончание: трассирующие
3. Найдём словообразовательные морфемы: трассирующие < трассировать < трасса
4. Найдём корень слова: трассирующие (трасса, трассировка).
5. трассирующие
Пунктуационный анализ предложения:
[Земля,(1) иссечённая тугими струями,(2) была мягкой],(3) и [лопата легко входила в грунт].(4)
Запятые (1), (2) выделяют причастный оборот иссечённая тугими струями, стоящий после определяемого слова земля.
Запятая (3) разделяет части сложного предложения.
Точка (4) завершает повествовательное невосклицательное предложение.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением