Упр.148 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 148. 1. Прочитайте текст. Подготовьтесь к изложению и сочинению. Понаблюдайте за использованием таких средств выразительности, как сравнения, риторический вопрос.В...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
148. 1. Прочитайте текст. Подготовьтесь к изложению и сочинению. Понаблюдайте за использованием таких средств выразительности, как сравнения, риторический вопрос.
В слове заключена невидимая связь, которая передаётся через поколения. Духовный2 голос литературы, овеществлённый в слове, не стареет. Кажется, как столетний мёд, он набирает6 ещё большую силу. Претерпев многие искушения, мы возвращаемся к слову, как к своему прародителю.
Работа со словом дисциплинирует чувства и дисциплинирует мышление. Я в своей работе чаще полагался на чувство, чем на мысль. Могу сослаться на Достоевского, который говорил, что мысль — это чувство.4 <...>
Для меня критик, владеющий словом, уже человек, имеющий собственное мнение. А что может быть дороже3, чем собственное мнение, в нашем ремесле?(И. Золотусский)
Для того, чтобы подготовиться к сжатому изложению, нужно:
1) внимательно прочитать текст
2) определить тему и основную мысль
Тема текста: значение слова и собственного мнения в работе критика.
Основные мысли:
- «в слове заключена невидимая связь, которая передаётся через поколения»
- «работа со словом дисциплинирует чувства и мышление»
- «для меня критик, владеющий словом, уже человек, имеющий собственное мнение»
3) найти ключевые слова
Ключевые слова: слово, литература, духовный голос, собственное мнение, критика, критик.
4) определить количество абзацев и составить план;
В данном тексте 3 абзаца.
План текста:
1. Значение слова в литературе.
2. Роль слова в передаче духовного наследия.
3. Дисциплина чувств и мышления критика.
4. Мысль как чувство.
5. Собственное мнение как основа критики.
5) обратить внимание на стиль и тип речи.
Стиль текста: публицистический.
Тип речи: рассуждение.
6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;
7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.
Понаблюдайте за использованием таких средств выразительности, как сравнения, риторический вопрос.
Риторический вопрос:
- А что может быть дороже, чем собственное мнение, в нашем ремесле?
Сравнения:
- голос литературы, как столетний мёд
- к слову, как к своему прародителю
2. Запишите отрывок из книги критика И. Золотусского «Трепет сердца». Подчеркните грамматические основы предложений.
В слове заключена невидимая связь, которая передаётся через поколения. Духовный голос литературы, овеществлённый в слове, не стареет. Кажется, как столетний мёд, он набирает ещё большую силу. Претерпев многие искушения, мы возвращаемся к слову, как к своему прародителю.
Работа со словом дисциплинирует чувства и дисциплинирует мышление. Я в своей работе чаще полагался на чувство, чем на мысль. Могу сослаться на Достоевского, который говорил, что мысль – это чувство.
Для меня критик, владеющий словом, уже человек, имеющий собственное мнение. А что может быть дороже, чем собственное мнение, в нашем ремесле?
3. Каков стиль текста? Докажите своё мнение.
Данный текст относится к публицистическому стилю. Основная его цель – воздействие на мысли и чувства читателя, привлечение внимания к какой-либо проблеме. Жанр текста – статья. В тексте ярко выражена авторская позиция, а также используются такие синтаксические конструкции, характерные для публицистического стиля, как риторические вопросы, односоставные короткие предложения. Тексту присуща эмоциональность, оценочность, в нём присутствует смешение слов из различных стилей речи (претерпев, искушения, прародитель), а также использование различных изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры).
4. Определите тему, основные мысли текста. Найдите ключевые слова.
Тема текста: значение слова и собственного мнения в работе критика.
Основные мысли:
- «в слове заключена невидимая связь, которая передаётся через поколения»
- «работа со словом дисциплинирует чувства и мышление»
- «для меня критик, владеющий словом, уже человек, имеющий собственное мнение»
Ключевые слова: слово, литература, духовный голос, собственное мнение, критика, критик.
5. Объясните значение слов: претерпеть, искушение, прародитель.
Претерпеть – 1. Перенести, пережить, испытать что-либо тяжелое, неприятное. 2. Подвергнуться какому-либо воздействию, изменению.
Искушение – 1. (религ.) Испытание каким-либо соблазном. 2. То же, что соблазн, желание получить или сделать что-либо запретное, предосудительное, недозволенное.
Прародитель – 1. Родоначальник, тот, от кого ведёт начало какой-либо род. 2. (биол.) Организм (животное, растение и т. п.), от которого произошёл тот или иной современный вид. 3. Предки.
6. Подберите грамматические синонимы к предложениям с причастными и деепричастным оборотами. Составьте схемы сложных предложений.
Подберите грамматические синонимы к предложениям с причастными и деепричастными оборотами.
Духовный голос литературы, овеществлённый в слове, не стареет. – Духовный голос литературы, который овеществлён в слове, не стареет.
Претерпев многие искушения, мы возвращаемся к слову, как к своему прародителю. – Когда мы претерпели многие искушения, мы возвращаемся к слову, как к своему прародителю.
Для меня критик, владеющий словом, уже человек, имеющий собственное мнение. – Для меня критик, который владеет словом, уже человек, который имеет собственное мнение.
Составьте схемы сложных предложений.
[В слове заключена невидимая связь]1, (которая передаётся через поколения)2.
[= -]1, (которая =)2.
[Могу сослаться на Достоевского]1, (который говорил)2, (что мысль – это чувство)3.
[=]1, (который =)2, (что - =)3.
7. Объясните орфограммы и знаки препинания.
В слове заключена (в суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна н) невидимая (слово без частицы не употреблять нельзя) связь, (запятая разделяет части сложного предложения) которая передаётся (неизменяемая приставка пере-; которая (что делает?) передаётся) через поколения. (словарное слово) Духовный голос литературы, (словарное слово) (запятой выделяется причастный оборот) овеществлённый (неизменяемая приставка о-; проверочное слово: вещь; в суффиксах страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн) в слове, (запятой выделяется причастный оборот) не (частица не с глаголами пишется раздельно) стареет. (стареть, 1 спряжение) Кажется, (запятой выделяется сравнительный оборот) как столетний (соединительная гласная о после твёрдого согласного) мёд, (запятой выделяется сравнительный оборот) он набирает (чередование –бир-/-бер-, после корня стоит суффикс -а-) ещё большую (смягчающий мягкий знак между двумя согласными) силу. Претерпев (приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-) многие искушения, (глухой согласный перед глухим согласным) (запятой выделяется деепричастный оборот) мы возвращаемся (словарное слово; возвращаться, 1 спряжение) к слову, (запятой выделяется сравнительный оборот) как к своему (проверочное слово: свой) прародителю. (неизменяемая приставка пра-)
Работа со словом дисциплинирует (словарное слово; дисциплинировать, 1 спряжение) чувства (словарное слово) и дисциплинирует мышление. Я в своей работе чаще полагался (неизменяемая приставка по-; чередование –лаг-/-лож-, перед согласным г пишется гласная а) на чувство, (запятая между однородными дополнениями) чем на мысль. Могу сослаться (могу (что сделать?) сослаться) на Достоевского, (запятая разделяет части сложного предложения) который говорил, (проверочные слова: говор, разговорчивый) (запятая разделяет части сложного предложения) что мысль – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) это чувство.
Для меня критик, (запятой выделяется причастный оборот) владеющий словом, (запятой выделяется причастный оборот) уже человек, (словарное слово) имеющий (образовано от глагола 1 спряжения «иметь») собственное (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) мнение. А что может быть дороже, (запятой выделяется сравнительный оборот) чем собственное мнение, (запятой выделяется сравнительный оборот) в нашем ремесле? (словарное слово)
8. Произведите на материале текста разные виды анализа.
Морфемный анализ слова:
Духовный
1. Духовный – имя прилагательное.
2. Выделим основу и окончание: духовный
3. Найдём словообразовательные морфемы: духовный < дух
4. Найдём корень слова: духовный (дух, духовник).
5. духовный
Орфографический анализ слова:
Набирает
1. набирает
2. Правописание неизменяемых приставок; приставка на- является неизменяемой.
3. Безударная гласная в корне слова; чередование -бир-/-бер-, после корня стоит суффикс -а-.
4. Правописание безударных личных окончаний глаголов; набирать, 1 спряжение.
Синтаксический анализ предложения:
[Могу сослаться на Достоевского]1, (который говорил)2, (что мысль – это чувство)3.
(1-я часть: (что делаю?) могу сослаться; могу сослаться (на кого?) на Достоевского;
2-я часть: (кто?) который; который (что делал?) говорил;
3-я часть: (что?) мысль; мысль (что такое?) это чувство).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, с несколькими придаточными, соединёнными последовательным подчинением. 2-е придаточное является придаточным определительным и присоединяется к главному предложению при помощи союзного слова который. 3-е придаточное является придаточным изъяснительным и присоединяется к придаточному 2 при помощи подчинительного союза что.
1-е предложение: простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
[=]1, (который =)2, (что - =)3.
Морфологический анализ слова:
Дороже
1. Дороже – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каково?).
2. Начальная форма: дорогой.
3. Постоянные признаки:
- качественное
4. Непостоянные признаки:
- сравнительная степень
5. В предложении является частью составного именного сказуемого (что (каково?) может быть дороже).
9. Замените в предпоследнем предложении один из причастных оборотов грамматическим синонимом. Составьте схему сложного предложения.
Для меня критик, владеющий словом, уже человек, имеющий собственное мнение.
1) Для меня критик, который владеет словом, уже человек, имеющий собственное мнение.
2) Для меня критик, владеющий словом, уже человек, который имеет собственное мнение.
Составим схемы сложных предложений:
1) [Для меня критик, (который владеет словом)2, уже человек, имеющий собственное мнение]1.
[-, (который =)2, =, п/об.]1.
2) [Для меня критик, владеющий словом, уже человек]1, (который имеет собственное мнение)2.
[-, п/об., =]1, (который =)2.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
11. Напишите изложение или сочинение (прокомментируйте мысли, выраженные в первом абзаце).
Изложение
В слове заключена невидимая связь, которая передаётся через поколения. Духовный голос литературы, воплощённый в слове, не стареет. Он набирает ещё большую силу, как столетний мёд.
Работа со словом дисциплинирует чувства и мышление. Я в своей работе чаще полагался на чувство, чем на мысль. Могу сослаться на Достоевского, который говорил, что мысль – это чувство.
Критик, владеющий словом, уже имеет собственное мнение. А что может быть дороже собственного мнения в нашем ремесле?
Сочинение
Слово – это значимая единица нашей речи. Слово способно сохранять и передавать духовные ценности и идеи через поколения. И. Золотусский подчёркивает, что литература, выраженная через слово, не теряет своей актуальности со временем, а наоборот, становится ещё более значимой и ценной.
Мысль о том, что слово является носителем духовного голоса литературы, который не стареет, очень важна. Она поминает нам о том, что литература способна вдохновлять, учить и обогащать нашу жизнь, независимо от времени и места. Слово становится мостом между прошлым, настоящим и будущим, позволяя нам общаться и понимать друг друга на глубоком уровне.
Идея о том, что слово может претерпевать искушения, но при этом сохранять свою силу и значимость, также заслуживает внимания. Это напоминает нам о том, что даже в условиях перемен и вызовов, слово остаётся важным инструментом общения и самовыражения. Оно позволяет нам выражать свои мысли и чувства, делиться опытом и знаниями, а также находить общий язык с другими людьми.
Следовательно, в тексте И. Золотусского подчёркивается важность слова как носителя духовных ценностей и идей, которые передаются через поколения. Он призывает нас ценить и беречь слово, использовать его во благо и помнить о его силе и значимости.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением