Параграф 12 ГДЗ Каменский 10 класс (Биология)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Касперская, Сивоглазов 10 класс, Просвещение:
§ 12. Вирусы — неклеточная форма жизни. Профилактика вирусных заболеваний
Назовите ряд свойств, характерных для живой системы?
Живые организмы обладают рядом фундаментальных особенностей: они состоят из клеток (кроме вирусов), способны к обмену веществ, росту и развитию, размножению, реагируют на изменения среды (раздражимость), поддерживают постоянство внутренней среды (гомеостаз) и эволюционируют.
Каково происхождение вирусов?
Полагают, что вирусы возникли на Земле более 3 млрд лет тому назад, когда уже сформировались основные царства прокариот и эукариот. Видимо, в клетках отделилась часть генома, которая «научилась» удваиваться внутри клетки и приобрела собственную белковую оболочку. Вполне вероятно, что вирусы могут образовываться и в настоящее время. По одной из гипотез вирус иммунодефицита человека появился где-то в начале XX в.
1. Что такое вирус?
Вирусы не имеют клеточного строения. Размер вирусов — от 10 до 400 нм, т. е. они представляют собой наночастицы. В полном смысле к живым организмам вирусы отнести нельзя, так как они не обладают всеми признаками живого и живут только внутри клетки-хозяина, являясь внутриклеточными паразитами
2. Каково строение вируса?
Вирусы имеют общий план строения и представляют собой молекулу ДНК или РНК, защищённую белковой оболочкой, которая называется капсидом. Внутри капсида, кроме нуклеиновой кислоты, находятся ферменты, обеспечивающие жизненные процессы вируса. Капсид образован из повторяющихся белковых субъединиц, чаще расположенных симметрично. Некоторые вирусы, покидая хозяйскую клетку, могут использовать часть мембраны этой клетки для создания себе дополнительной оболочки (вирусы гриппа, герпеса). У многих вирусов, например у бактериофагов — вирусов, поражающих бактериальные клетки, имеются специальные приспособления для введения своего генетического материала в клетку.
3. Как взаимодействуют вирус и клетка?
Вирусы проникают в клетки различным путём. Например, у бактериофагов ДНК вводится в хозяйскую клетку наподобие шприца, вирусы животных способны сливаться с мембраной клетки, после чего нуклеиновая кислота проникает внутрь. Попав внутрь клетки, вирус так или иначе перестраивает работу генетического аппарата клетки таким образом, чтобы клетка за счёт своих материальных и энергетических ресурсов начала производить большее количество новых вирусных частиц.
4. Каковы условия проявления вирусом свойств живого?
Вирусы проявляют признаки жизни только при попадании в клетку-хозяина. Вне клетки они существуют как неактивные частицы (вирионы), не способные к размножению и обмену веществ. Для активации жизненных функций вирусу необходимо: проникнуть в клетку через специфические рецепторы, использовать её энергетические ресурсы и синтетический аппарат для репликации своего генетического материала, а также собрать новые вирусные частицы.
1. Перечислите основные свойства вирусов.
1. Вирусы не имеют клеточного строения.
2. Вирусы — внутриклеточные паразиты.
3. Вирусы специфично поражают клетки животных, растений, грибов; многие вирусы вызывают заболевания.
4. У вирусов нет собственного аппарата обмена веществ, и они могут существовать и размножаться только внутри клеток каких-либо организмов.
5. Вирусы обладают наследственностью. Носителями наследственной информации у вирусов служат ДНК и РНК.
6. Вирусы обладают изменчивостью
2. Подготовьте презентацию на тему «Роль вирусов в природе и жизни человека».
(Ссылка на презентацию ниже.)
3. Охарактеризуйте этапы жизненного цикла бактериофага.
• Адсорбция — прикрепление фага к клеточной стенке бактерии
• Проникновение — инъекция вирусной ДНК/РНК в клетку
• Репликация — использование бактериальных ресурсов для синтеза вирусных компонентов
• Сборка — формирование новых вирусных частиц
• Лизис — разрушение клетки с выходом 100-200 новых фагов, готовых к заражению
4. Используя знания о распространении вирусных инфекций, предложите пути их профилактики.
Эффективная профилактика включает:
• Вакцинацию для создания специфического иммунитета
• Соблюдение гигиены (мытьё рук, дезинфекция поверхностей)
• Использование барьерных методов контрацепции
• Контроль за стерильностью медицинских инструментов
• Изоляцию больных во время эпидемий
• Уничтожение переносчиков (комаров, клещей)
1. Верно ли утверждение: вирусы — неклеточная форма жизни.
Утверждение верно. Вирусы принципиально отличаются от клеточных организмов. Они не имеют клеточного строения, лишены собственного метаболизма, содержат только один тип нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), не способны к самостоятельному размножению.
2. Основные пути заражения ВИЧ.
Основные пути заражения ВИЧ:
1) половые контакты с инфицированным;
2) через нестерильные иглы при введении лекарств или наркотиков после инфицированного;
3) переливание крови от инфицированного;
4) передача ребёнку через молоко матери или эмбриону через плаценту;
5) при попадании крови инфицированного на ранку.
3. Вакцинация — обязательное условие сохранения здоровья человека.
Как же защищаться от вирусных инфекций? Самое надёжное мероприятие — вакцинация, тем более что для большинства вирусных инфекций вакцины уже разработаны. Впервые вакцинацию применил английский врач Эдвард Дженнер. В 1796 г. он привил мальчику вирус коровьей оспы, который вызывает у человека лёгкое недомогание. Через месяц Дженнер ввёл этому мальчику содержимое оспенных пузырьков от человека, больного натуральной оспой, и мальчик не заболел. Огромный вклад в разработку методов вакцинации внёс великий французский учёный, химик по образованию, Луи Пастер, создавший вакцины против бешенства, холеры, сибирской язвы. При вакцинации человеку вводят ослабленные или убитые антигены (вирусы, бактерии), и организм вырабатывает антитела, связывающие эти антигены. Иммунная память способствует тому, чтобы при любом повторном заражении теми же антигенами В- и Т-лимфоциты очень быстро реагировали на это заражение, уничтожая чужеродные агенты. Создание вакцины — дело очень дорогое и трудное, но предупреждение инфекций путём вакцинации спасло многие миллионы жизней, главным образом детские. Вакцинация позволила резко снизить заболеваемость коклюшем, столбняком, дифтерией, корью, оспой, свинкой, полиомиелитом, энцефалитом. Некоторые родители опасаются вакцинации и отказываются от неё. На самом деле при соблюдении всех правил введение качественной вакцины не может нанести вреда.
Все вирусы — внутриклеточные паразиты.
Утверждение в целом верно. Действительно, все вирусы являются облигатными паразитами, так как размножаются только внутри клеток, используют клеточные ресурсы для репликации.
Используя текст параграфа, заполните таблицу.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением