Упр.11 ГДЗ Разумовская Львова 8 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2019)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 8 класс, Дрофа, РосУчебник:
АНАЛИЗИРУЕМ ТЕКСТ
1. Определите, к какой функциональной разновидности языка относится каждый текст, и обоснуйте своё решение, отвечая на следующие вопросы.
1. В какой речевой ситуации может прозвучать данный текст?
2. Какова задача речи (обменяться впечатлениями, дать чёткую информацию, раскрыть (объяснить) какое-либо понятие, создать образ, картину; выразить своё отношение к предмету речи; побудить слушателя, читателя к действию)?
3. Каким является данное высказывание (непринуждённым или официальным, эмоциональным или нейтральным, конкретным или обобщённо-отвлечённым)?
4. Какие языковые средства, характерные для той или иной функциональной разновидности языка, использованы в тексте?
1) Человек должен (с)детства помн..ть, на какой земле он р..лился, помнить, что у него есть обяза(п, нп)ости перед этой в..дикой кр..сйвейш..й землёй в мир.., которую зовут Родиной. Он долж..н помн..ть и чтить дела своих пре..ков, которые (не)ж..лели жизн.., защ.-щая родную стр..ну, родной язык, родной дом. (По//. Тихонову)
2) Родина (отечество, отчизна) — исторически принадлежащая данному народу страна, которую этот народ населяет, развивая своё хозяйство и культуру, отстаивая свою независимость и свободу. (Энциклопедический словарь)
3) Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая.
Прохладней лёгкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее.
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поёт звучнее.
Там всё нас может восхищать,
Там всё прекрасно, там всё мило,
Там дни, как молнии, летят.
Там нет тоски унылой.
Там наше счастие живёт.
Там только жизнью наслаждаться! (Н.Языков)
Текст 1 описывает публицистический стиль речи, который используется в передачах радио и телевидения, на собраниях и митингах, в газетах и журналах. Основная задача такого текста – побудить слушателя или читателя к действию. Он характеризуется эмоциональностью, торжественными и высокими словами, морально-этическими терминами и сложными синтаксическими конструкциями.
Текст 2 представляет научный стиль речи, который применяется в научных трудах, учебниках и учебной литературе, а также в лекциях и докладах. Его цель – предоставить четкую информацию и раскрыть определенное понятие. Такой текст носит конкретный и официальный характер, использует научные термины и нейтральную лексику, избегает эмоционально окрашенных слов и включает сложные синтаксические конструкции с упорядоченной связью.
Текст 3 относится к художественному стилю речи, который используется в литературных произведениях. Его задача – создать образ или картину и воздействовать на чувства и воображение читателя. Такой текст эмоционален и непринужден, использует эпитеты, метафоры, сравнения, обращения, вопросительные и восклицательные предложения.
2. Спишите первый текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Установите способ и средства связи предложений в этом тексте.
Человек должен с (пр.) детства помнить (ІІ спр.), на какой земле он родился (род), помнить, что у него есть обязанности (образовано от обязанный) перед этой великой красивейшей (какой?) землёй в мире (2 скл. П. п.), которую зовут Родиной. Он должен помнить и чтить дела своих предков (предок), которые не жалели (НЕ с глаголом раздельно) жизни (3 скл. Р. п.), защищая (защита) родную страну (страны), родной язык, родной дом.
Способ связи: последовательный.
Средства связи: местоимения.
3. Прочитайте третий текст. Определите, какие языковые средства выразительности в нём использованы.
Эпитеты: бесценного, родного, радостей, златая, лёгкий, душистее, сладостней, унылой.
Сравнение: дни, как молнии.
Олицетворение: счастие живет.
4. Объясните постановку тире во втором примере.
Подлежащие и сказуемое выражены именем существительным в единственном числе, именительном падеже.
5. Определите принадлежность каждого выделенного в третьем тексте слова к той или иной части речи и обоснуйте свой ответ.
Там (где?) - наречие;
Душистее, зеленее (каковы?) - имена прилагательные;
Сладостней, звучнее (как?) - наречия;
Всё (что?) - местоимение;
Мило (каково?) - прилагательное;
Только - частица (выделительно-ограничительное значение).
1. Прочитайте тексты.
1) Человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землёй в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.
Он должен помнить и чтить дела своих предков, которые не жалели жизни, защищая родную страну, родной язык, родной дом.
(По Н. Тихонову)
2) Родина (отечество, отчизна) — исторически принадлежащая данному народу страна, которую этот народ населяет, развивая своё хозяйство и культуру, отстаивая свою независимость и свободу.
(Энциклопедический словарь)
3) Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поёт звучнее,
Там всё нас может восхищать,
Там всё прекрасно, там всё мило,
Там дни, как молнии, летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живёт,
Там только жизнью наслаждаться!
(Н. Языков)
2 Определите стиль речи; обоснуйте своё решение. Соблюдайте последовательность в рассуждении, отвечая на вопросы.
1. В какой речевой ситуации может прозвучать данный текст?
2. Какова задача речи (обменяться впечатлениями, дать чёткую информацию, раскрыть (объяснить) какое-либо понятие, создать образ, картину; выразить своё отношение к предмету речи; побудить слушателя, читателя к действию)?
3. Каким является высказывание (непринуждённым или официальным, эмоциональным или нейтральным, конкретным или обобщённо-отвлечённым)?
4. Какие языковые средства, характерные для стиля, использованы в каждом тексте?
3. Выразительно прочитайте вслух стихотворение Н. М. Языкова. Проследите за логическим ударением и общей интонацией.
Данный текст может быть использован в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах, в газетах и журналах. Задача речи — побудить слушателя, читателя к действию. Высказывание эмоциональное. Языковые средства: высокие, торжественные, эмоционально окрашенные слова, морально-этические термины, сложные синтаксические конструкции. Стиль речи – публицистический.
Данный текст может быть использован в научных трудах, учебниках и учебной литературе, в выступлениях на научные темы (лекциях, докладах). Задача речи – дать чёткую информацию, раскрыть какое-либо понятие. Высказывание конкретное, официальное. Языковые средства: научные термины, нейтральная лексика, отсутствуют эмоционально окрашенные слова, сложные синтаксические конструкции с упорядоченной связью. Стиль речи – научный.
Данный текст используется в художественном произведении. Задача речи – создать образ, картину, воздействовать на чувства и воображение читателя. Высказывание эмоциональное, непринуждённое. Языковые средства: Эпитеты, метафоры, сравнения, обращение, вопросительные и восклицательные предложения. Стиль речи – художественный.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением