Параграф 1 ГДЗ Сивоглазов Каменский 8 класс (Биология)

Изображение §1. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКАДумай, делай выводы, действуйПроверь свои знания1. Что изучает анатомия?Анатомия изучает строение тела, его отдельных...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Каменский, Сарычева 8 класс, Просвещение:
§1. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Думай, делай выводы, действуй
Проверь свои знания
1. Что изучает анатомия?
Анатомия изучает строение тела, его отдельных систем и органов.
2. Что является предметом изучения физиологии?
Предметом изучения физиологии являются организм в целом, его отдельные органы и системы.
3. Какова роль гигиенических знаний?
Роль гигиенических знаний заключается в профилактике, предупреждении и устранении различных факторов, которые могут нанести вред здоровью.
4. Какие методы используются при изучении организма человека?
При изучении организма человека используются наблюдение, измерение и эксперимент.
5. Почему важно знать основы анатомии, физиологии и гигиены?
Анатомия, физиология и гигиена тесно связаны между собой, так как объектом их исследования является человеческий организм. Анатомия изучает строение тела и органов, физиология — их работу, а гигиена — условия жизни и труда на организм. Задачей всех этих наук является улучшение качества жизни людей. Таким образом, чтобы сохранить своё здоровье, необходимо знать основы анатомии, физиологии и гигиены.
Выполни задания
1. Подготовьте презентацию «Вклад отечественных учёных в развитие наук о строении и физиологии тела человека».
1 слайд
Вклад отечественных учёных в развитие наук о строении и физиологии тела человека
2 слайд
Пирогов Николай Иванович (1810–1881) — выдающийся хирург Российской империи, анатом, естествоиспытатель и педагог, профессор, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.
Разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. За 15 лет работы им было произведено 12000 вскрытий. Особое значение Пирогов придавал анатомии кровеносных сосудов, нервов, мышц и фасций.
3 слайд
Сеченов Иван Михайлович (1829–1905) — русский учёный-естествоиспытатель, физиолог, педагог и просветитель. Создатель первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии.
Сеченов изучал нервную регуляцию, процессы торможения в ЦНС.
Сеченов был первым, кому удалось изучить растворённые в крови газы.
4 слайд
Павлов Иван Петрович (1849–1936) — русский и советский учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
Павлов в своей работе «Рефлексы головного мозга» впервые высказал мысль о том, что психические процессы, мышление человека являются отражёнными (рефлекторными) процессами. Он развил рефлекторную теорию, которая заключается в том, что нервный процесс является процессом отражения. Механизмы внутренней нервной деятельности у человека и высших животных связаны с деятельностью отделов головного мозга, ведущая роль принадлежит коре головного мозга. Экспериментально доказано, что после удаления коры больших полушарий у животного резко нарушается высшая нервная деятельность. Отсутствие активных пищедобывательных рефлексов и защитных реакций на раздражители может привести к гибели от голода и биологических врагов.
5 слайд
Лесгафт Пётр Францевич (1837–1909) — русский биолог, анатом, антрополог, врач, педагог и прогрессивный общественный деятель. Известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии и научной системы физического воспитания.
Лесгафт выдвинул предположение о направленном воздействии на организм человека физических упражнений, заложив основы теории физвоспитания. Кроме того, Лесгафт одним из первых применил метод рентгенографии для анатомических исследований, метод эксперимента на животных и методы математического анализа.
2. Составьте перечень наук, которые изучают человека.
Науки, изучающие человека:
- анатомия (строение тела, систем и органов);
- антропология (происхождение и развитие);
- физиология (процессы, происходящие в организме);
- биохимия (процессы в клетках на химическом уровне);
- генетика (наследственность и изменчивость);
- медицина (здоровое состояние и нарушения, приводящие к болезням);
- психология (поведение, психика и особенности восприятия окружающего мира);
- социология (поведение в социуме);
- философия (взаимодействие человека и мира, изучение познания, нравственности);
- гигиена (влияние окружающей среды на организм).
3. С помощью словаря иностранных слов найдите объяснение слов: анатомия, физиология, гигиена, психология, медицина.
Анатомия [гр. anatome рассечение] — наука о форме и строении отдельных органов, систем и всего организма в целом.
Физиология [гр. physis природа + logos учение, наука] — наука о жизнедеятельности организмов, о процессах, протекающих в их системах, органах, тканях, клетках и их структурных элементах, о регуляции функций.
Гигиена [гр. hygieinos целебный, приносящий здоровье] — раздел профилактической медицины, изучающий влияние внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающий мероприятия, направленные на предупреждение возникновения болезней и создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья.
Психология [гр. psyche дыхание, душа + logos учение, наука] — наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности.
Медицина [лат. medicus врачебный, лечебный, medeor лечу, исцеляю] — система наук и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезней.
Обсуди с товарищами
1. В основе медицины лежат две основные науки о человеке — анатомия и физиология.
Анатомия и физиология человека — основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Первоосновой медицины является изучение тела человека.
Анатомией называется наука, изучающая форму и строение тела. Основная задача анатомии человека — раскрытие структуры человеческого организма в процессе его развития и жизнедеятельности.
Физиология человека изучает функции человеческого организма, на которых основывается современная медицина. Предметом физиологии является изучение общих и частных механизмов деятельности целостного организма.
Функции организма человека невозможно понять без знания его анатомии, равно как нельзя представить себе закономерности строения человека без изучения функций.
2. Почему человека изучают одновременно разные науки?
Человека изучают одновременно разные науки, потому что в нём заложены разные функции природой, которые не может объяснить одна наука.
По своей сути наука ориентирована на изложение отдельных сторон целостного объекта. Можно сказать, что любая из частных наук — биология, психология, социология, культурология, история и т.д. исследует определенные проекции человека.
Так, биологию интересует человек, как органическое тело, имеющее специфику строения, функционирования и развития.
Психология изучает в человеке его психику и ее развитие, его индивидуально-психологические особенности, психологические характеристики его деятельности и общения.
Человек и культура — одна из главных тем культурологии, возникающая при познании и описании связей и взаимодействий человека как субъекта, творца с создаваемой им культурой.
Социальные качества человека, его включенность в систему общественных отношений, разные виды деятельности, процесс социализации являются предметом изучения социологии.
Нельзя не отметить и того факта, что помимо перечисленных здесь наук человека активно изучают и медицина, и этнография, и педагогика, и лингвистика. Свой подход к изучению человека предлагает и философия.
Все эти дисциплины не существуют сами по себе: они многократно пересекаются, методы одних широко используются в других. Например, изучение физиологии с помощью определенных устройств широко стало использоваться в практической психологии и даже криминалистике (детектор лжи).
3. Что способствовало развитию интереса к изучению строения тела?
Интерес человека к собственному телу, его строению появился очень давно. Первые опыты лечения существовали еще до появления человека разумного. По данным археологов уже у неандертальцев присутствовала забота о больных и раненых. Врачебный опыт, передаваемый из поколения в поколение, способствовал накоплению медицинских знаний.
Уже в Древнем Египте имелись знания о строении человеческого тела. Лица, бравшие на себя роль целителей, вынуждены были упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства.
Стремление понять, как устроено тело, как оно работает, как его можно лечить от различных недугов, было главным фактором к изучению его строения и зарождения анатомии и физиологии.
Выскажи мнение
Знания по анатомии и физиологии нашего организма, его гигиене способствуют сохранению здоровья человечества и каждого человека в отдельности.
Знания по анатомии и физиологии нашего организма, его гигиене позволяют понять, какие процессы и каким образом происходят внутри нас (например, как работает сердце, что ему необходимо для работы), что полезно для нашего организма, а что вредно. Чем лучше человек понимает, как устроен его организм, тем больше он сможет сделать для поддержания его в хорошей форме.
Работа с текстом
Найдите в тексте определения понятий: анатомия, физиология, гигиена, психология, медицина.
Анатомия — наука о строении тела, его отдельных систем и органов.
Физиология — наука, изучающая процессы жизнедеятельности целого организма или его отдельных органов и систем.
Гигиена — наука, изучающая влияние окружающей среды на организм человека с целью обеспечения максимальной охраны его здоровья.
Психология — это наука, изучающая поведение человека и животных, психику и особенности восприятия окружающего мира.
Медицина — наука, изучающая организм человека в его здоровом состоянии и при различных нарушениях, приводящих к болезням.
Работа с моделями, схемами, таблицами
Заполните таблицу.
Название науки Объект исследования
Медицина Здоровье человека
Анатомия Живой человек
Физиология Функции организма, систем, органов, тканей, клеток
Психология Психика человека
Гигиена Влияние окружающей среды на здоровье человека
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением