Параграф 1 ГДЗ Пасечник 11 класс (Биология)

Изображение § 1. Организменный уровень: общая характеристика. Размножение организмов1. Что такое размножение?Размножение – это способность живых организмов воспроизводить себе...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 11 класс, Просвещение:
§ 1. Организменный уровень: общая характеристика. Размножение организмов
1. Что такое размножение?
Размножение – это способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивающая непрерывность и преемственность жизни.
2. Как размножаются бактерии, грибы, растения и животные?
Древнейшим способом размножения на нашей планете было бесполое размножение, которое мы и сейчас можем наблюдать у бактерий. Такой способ размножения есть и у растений. К такой разновидности бесполого размножения можно отнести размножение растений вегетативными органами (клубнем, луковицей, корневищем), делением тела на фрагменты (водоросль спирогира) или почкование некоторых животных (гидра). Животные также могут размножаться половым путем.
3. Какой процесс лежит в основе размножения у организмов, имеющих клеточное строение?
Для организмов, обладающих клеточным строением, в основе всех форм размножения лежит деление клетки.
4. Чем половые клетки отличаются от соматических?
Соматические клетки могут делиться и расти, что позволяет организму расти и восстанавливаться. Половые клетки, напротив, обычно не делятся после их образования и созревания.
Соматические клетки воспроизводятся путем митоза, процесса, при котором одна клетка делится на две дочерние клетки, каждая из которых содержит такое же количество хромосом, как и исходная клетка. Половые клетки воспроизводятся путем мейоза, процесса, при котором одна клетка делится на четыре гаметы, каждая из которых содержит только половину хромосом исходной клетки.
1. Почему бесполое размножение, требующее меньших временных и энергетических затрат, не смогло вытеснить половое в процессе эволюции?
Как правило, при этом все потомки, развившиеся из клеток материнской особи, будут одинаковы по своему генетическому аппарату, т. е. генетическое разнообразие в данном случае практически исключено. Всё это очень тормозит эволюционный процесс – хотя очень важно для человеческой деятельности, в частности для практических нужд сельского хозяйства.
А вот при половом размножении каждое следующее поколение сочетает в себе признаки и отцовской, и материнской линий, что приводит к увеличению многообразия и устойчивости к неблагоприятным воздействиям. По этой причине подавляющее число видов живых существ, обитающих на Земле, постоянно или периодически размножаются половым способом.
2. Какие направления биологической науки занимаются изучением процессов размножения и развития организмов?
Эволюционная биология изучает происхождение видов от общих предков, наследственность и изменчивость их признаков, размножение и разнообразие форм в ходе эволюционного развития. Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, изучается биологией развития. Начальные этапы онтогенеза, включая эмбриональное развитие, изучаются эмбриологией.
1. Какие виды размножения вам известны?
• Бесполое
• Половое
Приведите примеры организмов, использующих разные формы размножения.
Древнейшим способом размножения на нашей планете было бесполое размножение, которое мы и сейчас можем наблюдать у бактерий. Такой способ размножения есть и у растений. К такой разновидности бесполого размножения можно отнести размножение растений вегетативными органами (клубнем, луковицей, корневищем), делением тела на фрагменты (водоросль спирогира) или почкование некоторых животных (гидра). Животные также могут размножаться половым путем.
2. В чём особенность и биологический смысл гермафродитизма?
Особенность гермафродитизма заключается в том, что одна особь может производить как мужские, так и женские гаметы, что позволяет ей самостоятельно оплодотворять себя и размножаться.
Можно ли считать этот способ размножения успешным?
У гермафродитизма есть недостатки. Например, у некоторых видов могут возникать конфликты между мужскими и женскими функциями, что может привести к снижению репродуктивного успеха. Кроме того, гермафродитизм может привести к конкуренции между особями за ресурсы, поскольку все особи могут пытаться оплодотворить себя.
Почему у млекопитающих гермафродиты встречаются крайне редко?
Это связано с тем, что у млекопитающих развитие мужских и женских половых органов требует различных генетических и гормональных сигналов. Если эти сигналы нарушены, может возникнуть состояние гермафродитизма.
3. Приведите примеры растений, способных размножаться вегетативно: луковицами, корневищем, клубнем, черенком стебля.
• Луковицами: лук, чеснок, тюльпаны, нарциссы.
• Корневищем: ирис, ландыш, хрен.
• Клубнем: картофель, топинамбур, георгин.
• Черенком стебля: виноград, смородина, розы.
4. Высшие растения используют споры для бесполого размножения. А для чего необходимы споры бактериям?
Споры бактерий обладают высокой устойчивостью к различным внешним воздействиям, включая высокие и низкие температуры, радиацию, химические вещества и другие факторы, которые могут уничтожить обычные клетки бактерий. Это позволяет спорам выживать в экстремальных условиях и переноситься на большие расстояния.
1. Рассмотрите обе гипотезы о возникновении полового размножения, представленные ниже, и выскажите мнение, какая из них, на ваш взгляд, более реалистична. Свой ответ обоснуйте.
По мнению учёных, половой процесс появился около 1,2 млрд лет назад. Но как он возник? По одной из теорий одна клетка могла съесть другую, но не переварила её гены, т. е. ДНК, а встроила эту ДНК в свой генетический аппарат. Если это дало «каннибалу» какие-то преимущества, то его потомки также стали встраивать в свой геном ДНК себе подобных.
Согласно другой гипотезе на ранних стадиях эволюции во время полового процесса две особи обменивались генетическим материалом, как это происходит сейчас у инфузории-туфельки. Количество особей при этом не увеличивается, но каждый участник данного процесса получил от партнёра новые гены. Обмениваясь участками ДНК, бактерии «научились» передавать друг другу устойчивость к различным внешним воздействиям. Кстати, они и сейчас часто это делают – например, передают друг другу гены устойчивости к антибиотикам. Поэтому в настоящее время многие прежде надёжные лекарства стали бесполезными.
Первая гипотеза, основанная на "каннибализме" клеток, предполагает, что одна клетка могла съесть другую и встроить её ДНК в свой геном. Это может произойти, но не обязательно приведёт к появлению полового размножения. Встраивание чужеродной ДНК в геном может вызвать различные проблемы, включая мутации и нарушения функций генов. Кроме того, встраивание чужеродной ДНК не обязательно приведёт к обмену генетическим материалом между двумя разными клетками.
Вторая гипотеза, основанная на обмене генетическим материалом между двумя особями, кажется более реалистичной. Обмен генетическим материалом между двумя клетками может привести к появлению новых комбинаций генов, что может дать преимущества в условиях изменяющейся среды. Это также может способствовать адаптации и выживанию организмов.
Кроме того, бактерии и другие микроорганизмы действительно обмениваются генетическим материалом, что позволяет им передавать друг другу устойчивость к различным внешним воздействиям, включая антибиотики. Это явление наблюдается и сегодня, что подтверждает возможность такого механизма обмена генетическим материалом в прошлом.
Таким образом, вторая гипотеза, основанная на обмене генетическим материалом между двумя особями, кажется более реалистичной и лучше объясняет возникновение полового размножения.
2. Предложите схему, отражающую способы размножения. Проиллюстрируйте её примерами. Задание также можно выполнить в форме презентации.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением