Ответами к заданиям 1—24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы БЕЗ ПРОБЕЛОВ, ЗАПЯТЫХ И ДРУГИХ СИМВОЛОВ, а затем нажмите кнопку "ПРОВЕРИТЬ".
|
Прочитайте текст и выполните задания 1—3
|
(1) Ha «чайках» — лёгких и быстроходных судёнышках воины Киевской Руси, а позднее и казаки из низовьев Днепра пересекали Чёрное море и появлялись у стен Цареграда и берегов Малой Азии, сея панику среди византийцев и турок. (2) <...> название этих судёнышек не имеет никакого отношения к морским птицам. (3) Слово «кайка», трансформировавшееся у славян в «чайку», во всех языках тюркского происхождения означает «лодка, ладья».
|
| |||
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Воины Киевской Руси, а позднее и казаки из низовьев Днепра пересекали Чёрное море и появлялись у стен Цареграда и берегов Малой Азии, сея панику среди византийцев и турок. 2) Слово «чайка» как название лёгких и быстроходных судёнышек воинов Киевской Руси, на которых они пересекали Чёрное море, имеет тюркское происхождение и означает «лодка, ладья». 3) Название лёгких и быстроходных судёнышек воинов Киевской Руси и казаков из низовьев Днепра не имеет никакого отношения к морским птицам. 4) Лёгкие и быстроходные судёнышки воинов Киевской Руси назывались «чайками» — словом, имевшим тюркское происхождение и означавшим «лодка, ладья». 5) Слово «кайка», трансформировавшееся у славян в «чайку», во всех языках тюркского происхождения означает «лодка, ладья». |
| |||
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). Видимо, Между прочим, Значит, Возможно, И Запишите ответ БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЛЁГКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЛЁГКИЙ [хк], -ая, -oe; лёгок, легка, легка; легче; легчайший. 1) Незначительный по весу, не отягощающий. Лёгкая ноша. Лёгкая ткань. Л. завтрак. 2) Исполняемый, достигаемый, преодолеваемый без большого труда, усилий. Лёгкая задача, работа. Лёгкая победа. Лёгкая дорога. 3) Небольшой (по силе, крепости) ; малозаметный. Л, ветерок. Лёгкое вино. Лёгкое прикосновение (мягкое, осторожное). Лёгкая усмешка. 4) Лишённый грузности. Лёгкие шаги. Лёгкая фигура (стройная). Лёгкая походка (быстрая, бесшумная и плавная). 5) He напряжённый, не затруднительный. Лёгкое дыхание. Л. сон. Легко (нареч.) дышится. 6) He суровый, не строгий. Лёгкое наказание. Легко (нареч.) отделаться. 7) Поверхностный, несерьёзный, легкомысленный, неглубокий. Лёгкие нравы. Лёгкое отношение к жизни. |
| |||
B одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. бралАсь утлубИть прИданое досУг корЫсть |
| |||
B одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Чарский был один из КОРЕННЫХ жителей Петербурга. Это была самая симпатичная сотрудница в отделе, тихая и БЕЗОТВЕТНАЯ. Авторская позиция глубоко ЭТИЧНА, и из статьи ещё раз можно убедиться, что Сергей Викторович — очень хороший человек. Наверное, никакой мудрец не разрешит этой ВЕЛИКОЙ тайны любви. Трагедия не вызывала в слушателях недоумения, она будила в их душах сочувственный ОКЛИК, созвучное настроение. |
| |||
B одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ЛЯГТЕ на пол вопреки ОЖИДАНИЮ килограмм ВИШНЕЙ НАИДОБРЕЙШИЙ человек о ПОЛУТОРА часах |
| ||||||||
Запишите ниже выбранные цифры под соответствующими буквами. |
| |||
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. б...дриться непром...каемый зач...рпнуть г...рностай С...ЛИДНЫЙ |
| |||
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. пр...следование, пр...станционный и...полнение, бе...грамотный з...певала, пр...дедушка и...гнание, ра...чертить н...рекание, пр...ступок |
| |||
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О. ещ... прич...м смеш...н печ...ный ухаж...р |
| |||
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. плат...м исследу...мый сфотографиру... мся покупа...мый возглавля...мый |
| |||
Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. B астрономии, как н(1) в какой другой науке, количество людей разных профессий, влюблённых в эту науку, н(2)чуть н(3) меньше, а намного больше, чем профессиональных учёных. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(КАК) БУДТО и не было этих каникул — KAK(TO) быстро они пролетели. (ПО) НАЧАЛУ его деятельности в нашем институте трудно было судить о том, что он предпримет (В) ПОСЛЕДСТВИИ. «КАК(БЫ) решить эту проблему?» — упорно думал он (В) ТЕЧЕНИЕ всей недели. (ПО) НАЧАЛУ казалось, что он дремлет КАК(БЫ) незаметно, надвинув на глаза широкополую соломенную шляпу. Солнечный луч на железной крыше создаёт нечто (В) РОДЕ горного ледника, ИЗ(ПОД) которого рекой струится вода. |
| |||
Укажите все цифры, на месте которых пишется HH. Деревя(1)ая решётка с колышками, сдела(2)ыми в виде четырёхгpa(3)ых пик, когда-то выкраше(4)ая зелёной краской, теперь совсем рассохлась и развалилась. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом. 2) Взошло по-летнему жаркое солнце и обсушило свежо зеленеющую траву и листву на деревьях. 3) Дождь то тоскливо моросил то начинал отчаянно хлестать то прощально шелестел в кустах. 4) B современном театре существует множество проблем как экономического так и художественного характера. 5) Путешествие на лодке и пешком на велосипедах и на лыжах воспитывает в человеке волю и бесстрашие. |
| |||
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Боцман Егорыч (1) вообще не терпевший никаких пассажиров на судне (2) как ничего не делающих людей (3) относился весьма милостиво к Максимке, так как Максимка всегда вовремя тянул вместе со всеми снасти (4) стараясь чем-нибудь помочь другим. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Служили (1) помню (2) мы тогда почти в пустыне и от жары (3) бывало (4) едва не сходили с ума. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Когда же в четвёртый раз Гоголь пришёл вопрошать старца (1) тот едва не прогнал его в раздражении (2) и пригрозил (3) что (4) впредь откажется его принимать. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Когда ночная роса и горный ветер освежили его горячую голову (1) и (2) мысли пришли в обычный порядок (3) он понял (4) что гнаться за потерянным счастьем бесполезно (5) и (6) нужно вернуться. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
Прочитайте текст и выполните задания 20-24
|
ОСТОРОЖНО: СЛОВО!
(1) Как, увы, часто наносятся раны словом.(2) Вы набираете номер телефона. (3) Вам отвечают:
(4) - Слушаю. (5) Вы говорите:
(6) - Попросите, пожалуйста, Алексея Петровича.
(7) Вы ошиблись и попали в другую квартиру. (8) Как должен звучать нормальный ответ в таком случае? (9) «Вы ошиблись номером». (10) Так отвечают вежливые люди. (11) Очень вежливые: (12) «Вы, к сожалению, ошиблись номером». (13) Ho нередко вы слышите: (14) «Здесь таких нет!» (15) Так и тянет спросить: «А какие есть?» (16) И грубое продолжение в ответ: (17) «Глядеть надо, когда набираешь!» (18) Пустяк, конечно, но настроение испортить вполне может.
(19) Раны от слова вызываются не только грубостью, а часто необдуманным обращением со словом. (20) Однажды в жизни я сам пострадал сходным образом.
(21) B детстве я был полным и таким остался. (22) Взрослым переношу это легко, а когда был школьником, меня дразнили, я страдал ужасно. (23) Понадобилось немало выдержки и умения постоять за себя, чтобы дразнить перестали. (24) И вот нас, группу школьников, пригласил в редакцию большой газеты известный писатель. (25) Поили чаем и угощали пирожными. (26) Писатель беседовал с нами о школе. (27) Готовился написать очерк. (28) Отвечал на его вопросы и я. (29) Очерк появился. (30) Я развернул газету и похолодел: он, указав имя, фамилию и школу, назвал меня в очерке «языкатым толстяком Серёжей»! (31) Много ли радости в том, что он похвалил мои ответы? (32) Ha всю страну прославил меня — языкатым толстяком! (33) Сказа-но было метко, сколько я ни отбивался, ничего не помогало, надолго прилипло ко мне это новое прозвище. (34) Ответ был один: (35) «В газете так напечатали! (36) Значит, так оно и есть».
(37) Прошло много лет. (38) Мы встретились с этим писателем в доме отдыха. (39) Разговорились, и я спросил его:
(40) — A вы знаете, какое горе вы мне когда-то причинили?
(41) Он страшно удивился.
(42) Я рассказал ему эту историю. (43) Он сказал:
(44) — Забыл. (45) Извините меня!
(46) Взрослый, я его извинил, мальчишкой же ненавидел. (47) Дети особенно чувствительны к слову, особенно ранимы. (48) Родители, педагоги, журналисты, пишущие о детях, врачи, не забывайте об этом.
(49) Осторожно со словом! (50) Оно может тяжко ранить!
(51) A ведь есть простые способы избежать этого, даже если мы вынуждены говорить людям неприятное.
(52) Есть люди, которым чувство такта, в том числе такта в выборе слов, даётся от природы или вырабатывается воспитанием. (53) Есть такие, которым оно от природы не дано и в них не воспитано, но по роду работы необходимо. (54) Словесному такту следует учить всех, кто связан с другими людьми. (55) И за пренебрежение им — наказывать.
(56) «Не видишь, что ли!»; «Сколько раз повторять!»; «Русского языка не понимаешь!»; «Чего стали» или «Чего сели»; «А вам (а тебе) чего надо!»; «Больно умные все стали!»; «Больно учёные стали!»; «Ну-ну, нечего»; «Ишь, какой нежный»; «И так хорошо будет»; «Двадцать раз вам повторять!» (57) A ведь можно сказать: (58) «Доброе утро!»; «Добрый день!»; «Добрый вечер!»; «Пожалуйста, входите»; «Пожалуйста, садитесь»; «Будьте любезны, передайте, пожалуйста»; «Я пройду после вас»; «Спасибо большое»; «Благодарю вас»; «Всего доброго!»; «Скажите, пожалуйста...»
(59) Тысячелетиями человечество вырабатывало способы выражения благожелательства, благодарности, извинения, сочувствия, внимания. (60) Они вошли в народные традиции, обрели глубокий этический и социальный смысл.
(61) Бывает, что внешняя вежливость маскирует внутреннее равнодушие или даже недоброжелательство. (62) Ho это — исключение, и оно не даёт оснований проклинать вежливость.
(63) B житейском обиходе, в некоторых книгах, иногда на сцене и на экране утверждается представление, что вежливость, воспитанность, сдержанность, обходительность — прикрытие отрицательных качеств личности. (64) Напротив, грубость, беспардонность, нахрапистость — это-де выражение личности сильной, незаурядной, искренней, проявление таланта, который имеет право на такое выражение своей самобытности.
(65) Бывает и так, что о грубости говорят, как о защитной броне нежной, ранимой души. (66) Ha самом деле, как мы знаем по личному опыту общения с грубиянами, за грубостью и хамством, как правило, ничего не скрывается, кроме грубости и хамства!
(67) Воспитание не сводится только к привитию вежливости, сдержанности, приветливости, обходительности. (68) Ho без них не обойтись. (69) Эти качества элементарны, но прекрасны. (70) Опасаться их избытка не приходится. (71) Нет сомнения, человек должен уметь постоять за себя. (72) Ho никто и никогда не докажет, что верный способ постоять за себя — ответить на грубость грубостью, на зло — злом, на подлость — подлостью.
(73) Крик и брань — не свидетельство силы и не доказательство. (74) Сила — в спокойном достоинстве. (75) Заставить себя уважать, не позволить, чтобы вам грубили, нелегко. (76) Ho опускаться до уровня хама бессмысленно. (77) Это значит отказываться от самого себя. (78) От собственной личности. (79) Вежливость, как правило, синоним внутренней силы и подлинного достоинства. (80) Спрашивать: «Зачем вежливость?» так же бессмысленно, как задавать вопросы: «Зачем культура?», «Зачем красота?»
(По С. Львову)
| |||
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Необдуманное обращение со словом, как и грубость, может ранить человека. 2) Если мы говорим людям неприятное, мы обязательно тем самым наносим им обиду. 3) За последние столетия человечество выработало вежливые словесные формы. 4) За внешними грубостью и хамством скрывается только грубость и хамство. 5) B жизни нельзя обойтись без вежливости, сдержанности, приветливости, обходительности. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) B предложении 17 заключается ответ на вопрос, поставленный в предложении 15. 2) B предложениях 24—30 содержится повествование. 3) B предложении 41 заключается ответ на вопрос, поставленный в предложении 40. 4) B предложении 47 объясняется причина того, о чём говорится в предложении 46. 5) B предложениях 73—80 представлено рассуждение. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Из предложений 60—61 выпишите антонимы (антонимическую пару). |
| |||
Среди предложений 73—80 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи парцелляции. Напишите номер этого предложения. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.
B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. |
| |||
«Нет, пожалуй, человека, которого никогда не ранили словом. От хамства и грубости, ставшими почти нормой в нашей современной жизни, страдают все. И мы сами иногда тоже забываем о вежливости. A между тем ещё Сервантес писал: «... ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». Размышления С. Львова об этическом и социальном смысле формул речевого этикета не оставляют нас равнодушными. И этому способствует не только актуальная тема, но и сам текст с его разнообразными средствами выразительности: (A) _(предложения 2—6, 39—45), (6) _(предложения 49, 50, 66), (B) _(предложения 77—78), (Г) _
(предложения 52—53) ». Список терминов: 1) восклицательные предложения 2) разговорные конструкции 3) оксюморон 4) парцелляция 5) диалог 6) антонимы 7) олицетворение 8) синтаксический параллелизм 9) фразеологизмы Запишите ниже выбранные цифры под соответствующими буквами. |
Результаты:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Затрачено времени: