Ответами к заданиям 1—24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы БЕЗ ПРОБЕЛОВ, ЗАПЯТЫХ И ДРУГИХ СИМВОЛОВ, а затем нажмите кнопку "ПРОВЕРИТЬ".
|
Прочитайте текст и выполните задания 1—3
|
(1) Люди создали надёжное орудие — язык — и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. (2) Первая серьёзная помощь от механических приспособлений пришла к языку, когда изобрели книгопечатание. (3) <...> случилось около 1450года, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрёл наборные литеры.
|
| |||
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Язык помогает развитию науки и техники. 2) Книгопечатание оказало первую серьёзную помощь в улучшении языка. 3) Люди заставили науку и машины улучшать язык. 4) Первую серьёзную помощь в развитии языка оказало изобретение книгопечатания. 5) Наборные литеры, изобретённые Иоганном Гуттенбергом, пришли на помощь языку. |
| |||
Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово. Когда Это Хотя Возможно, Разумеется, Запишите ответ БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРУДИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ОРУДИЕ, -я, ср. 1) Техническое приспособление, при помощи к-рого производится работа или какое-н. действие. О. производства. Сельскохозяйственное о. Орудия труда. Орудиялова (рыбацкие). 2) перен. Средство для достижения какой-н. цели. Язык — о. общения. О. в руках кого-н. (о том, кто покорно исполняет чью-н. волю). 3) Общее название артиллерийского оружия (пушка, гаубица, миномёт, мортира и др.). Артиллерийское о. Противотанковое о. Зенитное о. |
| |||
B одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. свЕрлит прИнятый кУхонный диспансЕр тОрты |
| |||
B одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент в нужном месте. Маститые учёные предлагали массу вполне ЛОГИЧНЫХ объяснений результатов опытов. Ha улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит холодный осенний дождь. Месяц ещё не вставал, и только две звёздочки, как два СПАСИТЕЛЬНЫЕ маяка, сверкали на тёмно-синем своде. Всю ночь напролёт поют в наших лесах ГОЛОСИСТЫЕ соловьи. |
| |||
B одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями ВЫШЕ радуги КРАТЧАЙШИЙ путь ПОЕЗЖАЙТЕ автобусом ЛЯЖЬТЕ на пол |
| ||||||||
Запишите ниже выбранные цифры под соответствующими буквами. |
| |||
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. прим...рение просв...щение расп...сание пол...жение арт...ллерия |
| |||
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. и...сякший, во...дать п...проще, н...рекание пр...бой, пр...глашение ра...писать, бе...домный п...слание, з...певала |
| |||
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. миндал...вый ключ...вой раскач...вать ненавид...л продл...вать |
| |||
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква E. невид...мый высуш...м стро...вший встрет...мся увлека...мый |
| |||
Определите предложение, в котором HE со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Вопрос о финансировании строительства до сих пор (НЕ) РЕШЁН. Решение задачи оказалосьдля меня отнюдь (НЕ) ЛЁГКИМ делом. Победа в споре (НЕ) ВСЕГДА предполагает торжество истины. (НЕ) ГРОМКИЙ треск заставил охотника оглянуться. Мужчина прошёл через двор и, никем (НЕ) ЗАМЕЧЕННЫЙ, скрылся за углом. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В) ТЕЧЕНИЕ многих часов охотник просиживал у норы и не слышал, ЧТО(БЫ) лисица заворчала или тявкнула. Анна Михайловна писала на фронт (ПО) ПРЕЖНЕМУ адресу и (ПО) ПРЕЖНЕМУ ждала письма. (B) CKOPE солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тотчас (ОТ) ТУДА вылетел в небо веер ярко-рыжих лучей. Мой спутник (ПО) ПРЕЖНЕМУ провожал глазами каждую птицу и (В) ТАЙНЕ обдумывал план нашей будущей охоты. Эти места, знакомые охотнику только (ПО) НАСЛЫШКЕ, (ПО) ПРАВУ могут рассчитывать на широкую известность. |
| |||
Укажите все цифры, на месте которых пишется HH. Стари(1)ая гости(2)ица всегда поражала постояльцев стра(3)стью планировки: коридоры заканчивались неожида(4)ыми тупиками, а номера комнат были безнадёжно перепута(5)ы. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Иногда Куприн сам не выдерживал беспросветного горя и старался смягчить судьбу своих персонажей по своей писательской воле. 2) Можно открывать наугад том за томом сочинения Куприна и в каждом рассказе находить россыпи глубоких и разносторонних знаний. 3) Звёзды светились на вершинах скал и над головой нет-нет да и срывалась долго дрожавшая одинокая звезда. 4) Рядом с нами ревело море и первобытный хаос ударял в берега и уходил обратно в клубящийся мрак и терялся там. 5) Он был не только прост со всеми но и временами застенчив. |
| |||
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Курьер (1) поздоровавшись с отцом (2) и (3) передав ему пакет (4) снял (5) пристёгнутый к поясу (6) планшет с квитанциями. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Он не замечал происходящего и (1) к счастью (2) был всё так же невозмутим. Человек в порыве (3) к счастью (4) способен совершать чудеса. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Старинный пруд (1) в тёмной глубине (2) которого (3) прятались огромные карпы (4) давно привлекал наше внимание. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Зеркало озера сплошь покрылось кружочками (1) будто бы какой-то ученик быстро рисовал карандашом кружки на чистом листе (2) и только прозрачные пузырьки свидетельствовали о том (3) что в воде идёт жизнь (4) играет там (5) и кормится рыба. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
Прочитайте текст и выполните задания 20-24
|
(1) Два случая. (2) Между ними — срок долгий, почти жизнь.
(З) Первый — совсем давний. (4) Тогда наш Петя был маленьким. (5) Учился в третьем, а может, в четвёртом классе. (б) Ждали его к обеду. (7) A главное, для какого-то дела. (8) Ждали да ждали, а его нет и нет. (9) Я уж начинаю злиться. (10) A матушка моя — человек и вовсе серьёзный. (11) Пети нет, она меня точит:
(12) - Это ты виноват. (13) Приучил, он никого не слушает. (14) Никакой ответственности. (15) Надосдетскихлет. (16) Надо...
(17) Наконец вижу: мчится наш ученик. (18) Понимает, что к сроку давно опоздал, и спешит.
(19) — Тебе что было велено... — начала было мать, но перебил её, конечно же, виноватый, с захлёбом голос:
(20) — He ругай меня, пожалуйста, ладно?..
(21) И такая была в этом голосе наивная просьба, что я невольно улыбнулся, поднялся из-за стола, чтобы мать немного, но сдержать. (22) Она порою ругаться мастер, особенно под горячую руку. (23) A мне жалко стало — уж больно он хорошо попросил:
(24) «He ругай, пожалуйста... » — не испуг,алишь искренняя просьба. (25) Мальчишеская, детская: (26) «He ругай».
(27) Я поднялся и вышел на кухню. (28) Стояли друг против друга строгая мать моя и маленький Петя, взъерошенный воробьишко: пальто — нараспашку, волосы — дыбом, на лице и в глазах — наивная детская просьба: (29) «He ругай». (30) Всё так ясно было, что помощи моей не понадобилось.
(31) — He ругай... — повторила мать и тоже улыбнулась. (32) — Ну, ладно. (33) Тогда не будем ругать.
(34) Я вернулся в горницу, к своему столу. (35) Прошло много и много лет. (Зб) Тот случай, конечно, давно забылся. (37) Сколько было всего, и доброго, и несладкого, — жизнь течёт. (38) Матушка моя состарилась, Петя вырос. (39) B старом доме теперь мы проводим лишь тёплое лето. (40) A чуть заосенеет, сразу переезжаем на городскую квартиру.
(41) И вот похолодало, месяц — сентябрь. (42) Пора «на крыло». (43) Ho пожилого человека с места насиженного стронешь не вдруг. (44) Вот и мать наша собирается будто навсегда. (45) Для матери переезд — дело серьёзное, готовится к нему долго. (46) Поэтому с переездом получается так: похолодало, собрались, уехали, а мать ещё два ли, три дня, а то и неделю на старом месте копошится. (47) Потом за ней приезжаем. (48) Тогда уж и дом на запор.
(49) H вот новое утро. (50) Подъезжаем. (51) Пасмурно уже, зябко. (52) Дом нахохлился. (53) Кое-где у соседей дымки из труб. (54) Подтапливают. (55) Осень.
(56) Вошли в дом. (57) A у матери только-только самые сборы. (58) Опять все богатства свои разложила. (59) Без слов видно, что не готова.
(60) Я лишь головой покачал, охнул. (61) A Петя, он молодой, горячий. (62) И ведь верно: у него — работа, а он бабку каждый день возит-возит и никак не увезёт. (63) Раскрыл он было рот, да, слава богу, ничего сказать не успел.
(64) Мать наша стоит, маленькая, виноватая, голову подняла и попросила робко:
(65) — He ругайте меня, пожалуйста.
(66) От тихих слов её, видно, не только моё дрогнуло сердце. (67) Петя вздохнул и сказал неожиданно мягко, с усмешкой:
(68) — Ладно, не будем тебя ругать.
(69) Господи, как же она постарела, наша мать! (70) Высохла, согнулась. (71) A какая была... (72) И ростом, и статью. (73) A характер... (74) Куда что делось. (75) Человек я — тоже немолодой. (76) Повернулся, ушёл в настывшую горницу, сел за стол, пустой и непривычно просторный, стал глядеть в окошко.
(77) Вот она, жизнь. (78) Вроде и не больно короткая, а всё равно на один огляд.
(По Б. Екимову)
(З) Первый — совсем давний. (4) Тогда наш Петя был маленьким. (5) Учился в третьем, а может, в четвёртом классе. (б) Ждали его к обеду. (7) A главное, для какого-то дела. (8) Ждали да ждали, а его нет и нет. (9) Я уж начинаю злиться. (10) A матушка моя — человек и вовсе серьёзный. (11) Пети нет, она меня точит:
(12) - Это ты виноват. (13) Приучил, он никого не слушает. (14) Никакой ответственности. (15) Надосдетскихлет. (16) Надо...
(17) Наконец вижу: мчится наш ученик. (18) Понимает, что к сроку давно опоздал, и спешит.
(19) — Тебе что было велено... — начала было мать, но перебил её, конечно же, виноватый, с захлёбом голос:
(20) — He ругай меня, пожалуйста, ладно?..
(21) И такая была в этом голосе наивная просьба, что я невольно улыбнулся, поднялся из-за стола, чтобы мать немного, но сдержать. (22) Она порою ругаться мастер, особенно под горячую руку. (23) A мне жалко стало — уж больно он хорошо попросил:
(24) «He ругай, пожалуйста... » — не испуг,алишь искренняя просьба. (25) Мальчишеская, детская: (26) «He ругай».
(27) Я поднялся и вышел на кухню. (28) Стояли друг против друга строгая мать моя и маленький Петя, взъерошенный воробьишко: пальто — нараспашку, волосы — дыбом, на лице и в глазах — наивная детская просьба: (29) «He ругай». (30) Всё так ясно было, что помощи моей не понадобилось.
(31) — He ругай... — повторила мать и тоже улыбнулась. (32) — Ну, ладно. (33) Тогда не будем ругать.
(34) Я вернулся в горницу, к своему столу. (35) Прошло много и много лет. (Зб) Тот случай, конечно, давно забылся. (37) Сколько было всего, и доброго, и несладкого, — жизнь течёт. (38) Матушка моя состарилась, Петя вырос. (39) B старом доме теперь мы проводим лишь тёплое лето. (40) A чуть заосенеет, сразу переезжаем на городскую квартиру.
(41) И вот похолодало, месяц — сентябрь. (42) Пора «на крыло». (43) Ho пожилого человека с места насиженного стронешь не вдруг. (44) Вот и мать наша собирается будто навсегда. (45) Для матери переезд — дело серьёзное, готовится к нему долго. (46) Поэтому с переездом получается так: похолодало, собрались, уехали, а мать ещё два ли, три дня, а то и неделю на старом месте копошится. (47) Потом за ней приезжаем. (48) Тогда уж и дом на запор.
(49) H вот новое утро. (50) Подъезжаем. (51) Пасмурно уже, зябко. (52) Дом нахохлился. (53) Кое-где у соседей дымки из труб. (54) Подтапливают. (55) Осень.
(56) Вошли в дом. (57) A у матери только-только самые сборы. (58) Опять все богатства свои разложила. (59) Без слов видно, что не готова.
(60) Я лишь головой покачал, охнул. (61) A Петя, он молодой, горячий. (62) И ведь верно: у него — работа, а он бабку каждый день возит-возит и никак не увезёт. (63) Раскрыл он было рот, да, слава богу, ничего сказать не успел.
(64) Мать наша стоит, маленькая, виноватая, голову подняла и попросила робко:
(65) — He ругайте меня, пожалуйста.
(66) От тихих слов её, видно, не только моё дрогнуло сердце. (67) Петя вздохнул и сказал неожиданно мягко, с усмешкой:
(68) — Ладно, не будем тебя ругать.
(69) Господи, как же она постарела, наша мать! (70) Высохла, согнулась. (71) A какая была... (72) И ростом, и статью. (73) A характер... (74) Куда что делось. (75) Человек я — тоже немолодой. (76) Повернулся, ушёл в настывшую горницу, сел за стол, пустой и непривычно просторный, стал глядеть в окошко.
(77) Вот она, жизнь. (78) Вроде и не больно короткая, а всё равно на один огляд.
(По Б. Екимову)
| |||
Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) B детстве Петя с испугом просил бабушку не ругать его за опоздание. 2) Рассказчик хотел прийти на помощь провинившемуся сыну. 3) Спустя много лет герои жили в старом доме только летом. 4) Женщина просила сына и внука отложить переезд. 5) Пожилым людям тяжело даётся переезд с места на место. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 5 уточняет содержание предложения 4. 2) B предложениях 6—16 представлено повествование. 3) B предложениях 28—29 представлено рассуждение. 4) Предложение 42 представляет собой следствие из предложения 41. 5) Содержание предложения 73 противопоставлено содержанию предложений 69—72. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Из предложений 64—69 выпишите фразеологизм. |
| |||
Среди предложений 17—22 найдите такое, которое связано с предыдущими с помощью указательного местоимения и форм одного и того же слова. Напишите номер этого предложения. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.
B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. |
| |||
«Автор изображает два случая из жизни одной семьи, используя
(A) (в предложениях 20, 24, 26, 31), который становится
основным текстообразующим приёмом. Описывая героев, Борис Екимов прибегает к (Б) («матушка» в предложениях 10, 38,
«воробьишко» в предложении 28), которые подчёркивают теплоту взаимоотношений между близкими людьми. Использованные писателем синтаксические средства: (B) (предложения 49, 50, 51,
55) и (Г) _(предложение 69) — усиливают выразительность тек-
ста и помогают передать авторское отношение к изображаемому». Список терминов: 1) эпитеты 2) лексический повтор 3) метафора 4) уменьшительно-ласкательные формы 5) ряды однородных членов предложения 6) односоставные предложения 7) сравнение 8) восклицательное предложение 9) олицетворение Запишите ниже выбранные цифры под соответствующими буквами. |
Результаты:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Затрачено времени: