В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?
А. обрад..ваться
Б. навед..ваться
В. лиш..нный
Г. волч..нок
В каком(-их) предложении(-ях) есть и НЕ, и НИ, которые пишутся отдельно от сле¬дующего слова?
A. Инстинкт (н..)мог научить лисёнка всему на свете, и ему (н..)удалось избе¬жать горьких уроков от такого строгого учителя, как житейский опыт.
Б. Однажды рыжий лис учуял запах какого-то лакомства, столь соблазнительно¬го, что мышь (н..)могла идти с ним (н..)в какое сравнение.
B. Инстинкт нашёптывал лисёнку, что источник такого запаха (н..)может (н..)быть восхитительным на вкус.
Г. Инстинкт только (н..)подсказывал ему, что столь дивные вещи (н..)когда (н..)достаются дешево.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Мы бежали на Птичий рынок по Вековой улице ( ) и навстречу нам то и дело по¬падались люди, которые тащили клетки с канарейками, аквариумы, садки с голубями.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложе¬нии должны стоять запятые?
Потребность в мифах (1) героизирующих историю этноса (2) обычно возникает у представителей народов (3) в ходе истории страдавших от притеснений со сто¬роны более могущественных соседей (4) и нуждающихся в каких-то дополнитель¬ных моральных опорах для самоутверждения.
Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Видимо (1) в самой природе человека заложена склонность извлекать смысл из хаоса бессмыслицы. Кстати (2) отчасти в этом (3) вероятно (4) удовольствие ры¬балки: из хаоса воды извлечь трепещущую рыбку, то есть (5) отчасти как бы соз¬дать её.
В каком предложении должны быть две запятые?
Укажите верное объяснение пунктуации в данном предложении.
Самые жестокие из всех людей, неумолимые, склонные к ненависти, преследова¬нию, — это ультрарелигиозники. (А. Герцен).
Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? Звуки, доносившиеся из лесу, лисятам были совершенно неведомы, но то (1) как воспринимала эти звуки мать (2) ясно говорило малышам (3) что в них таится ка¬кая-то опасность (4) и что они отвратительны и ненавистны.
Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
На территории России много часовых поясов (1) и (2) когда в восточных районах страны уже 10 часов утра первого января (3) то в западных районах ещё 12 часов ночи тридцать первого декабря (4) так (5) что Новый год москвичи встречают на несколько часов позже сахалинцев.
Прочитайте текст.
Славянские географические названия, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно, из¬начально были склоняемыми (вспомним у Лермонтова: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»). Несклоняемые формы употреблялись лишь в речи географов и военных, потому что очень важно было давать названия в исходной форме, чтобы не было путаницы: Киров и Кирово, Пушкин и Пушкино и т.п. Но в последние 30 лет несклоняемые варианты стали настолько широко распространёнными в обиходной речи, что сегодня, по мнению многих лингвистов, можно считать нормативными оба варианта — склоняемый и несклоняемый.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информа¬ция, содержащаяся в тексте?
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
|
(1)Свобода печати и появление Интернета — великие достижения нашей эпохи. (2)Но у шагов прогресса есть и свои теневые стороны. (З)Ныне такой стороной оказалось бурное раз¬витие дилетантизма и падение престижа профессионализма.
(4)Телевидение охотно устраивает диспуты между профессионалами и дилетантами. (5)Это выглядит как благородная попытка найти истину. (6)Но в глазах большей части публики такой диспут выигрывает не тот, на чьей стороне логика, а тот, кто меньше стесняется говорить уве¬ренным тоном что угодно. (7)А таковым, конечно, всегда окажется дилетант, а не учёный.
(8)Популярен тезис, что истины нет, а есть только разные мнения. (9)И следующий — что всякое мнение не менее ценно, чем любое другое.
(10)Идея равенства всех возможных мнений чрезвычайно льстит, в частности, много¬численным молодым людям, живущим в Интернете, это открывает им непосредственную возможность огласить своё мнение по любому вопросу. (11)В Интернете немыслимое множе¬ство всезнаек, которые смело и уверенно высказываются, — как правило, противоположно тому, что говорит традиционная наука.
(12) Особенно модны любительские измышления на тему истории слов и истории целых языков.
(13) Большинство лингвистов-любителей старается казаться исследователями, сказав¬шими новое слово в науке. (14)И, конечно, для них очень важно обесценить в глазах читате¬ля профессиональную науку, изобразить её как скопище косных догм, совершенно ненуж¬ных свободно мыслящему читателю.
(15)Есть и такие, которые открыто заявляют, что их утверждения о языке основаны только на интуиции, на озарении...
(16)И почти всегда лингвисты-любители из своих первоначальных выкладок делают фантастические выводы об истории. (17)Более того, почти всегда это идеологически направ¬ленные выводы. (18)Скажем, если речь идёт о России, то изображается какое-то совершенно безграничное могущество российской нации в безумной древности.
(19) Приведу примерный ход рассуждения.
(20) Какое-нибудь английское net («сеть») похоже на русское нет. (21)Правда, значе¬ния вроде никак сцепить невозможно. (22)Но это как раз замечательное свойство лингвиста- любителя: нет таких двух понятий, которые он не смог бы связать. (23)Например, так: «сеть — это то, где для рыбы выхода нет». (24)А вывод уже будет серьёзный: «А! значит, англи¬чане взяли это слово у нас!». (25)Можно было бы, конечно, спросить, почему не наоборот, но это у любителей не принято. (26)Что все слова взяты из русского, говорится во всех их со¬чинениях примерно с таким вот обоснованием.
(27)Оговариваюсь, что подобное наблюдается у других народов (не буду называть, что¬бы никого не обижать). (28)Точно так же пишется о безумной древности соответствующего этноса и «доказывается», что от него произошли все остальные народы мира.
(29) Чтение таких сочинений может даже оказаться занятным, но только твердо знайте: они из жанра фантастики, сколько бы ни уверял вас автор, что это научное исследование.
(30) Стоит ли такие измышления критиковать? (31)В научной среде довольно распро-странена позиция, что это обыкновенная детская болезнь, которая пройдёт сама по себе. (32)Увы, эта оптимистичная точка зрения не подтверждается практикой: за последние 10-20 лет круг такого рода сочинений необычайно расширился, и, что самое огорчительное, круг их поклонников тоже. (33)В печати мы уже встречаем, например, такую формулировку: «Истина достигается не точной наукой, а общественным согласием».
(34)К счастью, пока ещё кажется немыслимым, чтобы телевизионными диспутами и го¬лосованием устанавливалось, что верно и что неверно. (35)Но нельзя гарантировать, что раз¬витие тенденции не приведёт и к такому.
(По А. А. Зализняку)
Какое из данных ниже высказываний противоречит точке зрения автора, выраженной в тексте?
Укажите верное утверждение.
В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм?
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в в окошко под заданием. Пишите слова с маленькой буквы, в строчном регистре. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. После запятой обязателен пробел (например, "при, из, в").
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами маленькими буквами (например, "суффиксальный").
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В
Из предложений 20-22 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Назовите часть речи, к которой принадлежит слово ОТКРЫТО из предложения 15.
Из предложений 8-9 выпишите словосочетание, в котором используется связь УПРАВЛЕНИЕ.
Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами. (например, "21").
Среди предложений 12-21 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите их номера.
В каких из предложений 8-15 есть обособленные определения? Напишите их номера.
Среди предложений 15-26 найдите сложные предложения с придаточным изъясни¬тельным. Напишите их номера.
В каком из предложений 20-29 одним из средств связи с предыдущим предложением служит местоименное (указательное) наречие?
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, записывайте в окошечко ниже.
Цифры при перечислении ничем не разделяйте (например, "5631").
Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк отве¬тов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
Андрей Анатольевич Зализняк обращается не к коллегам-филологам, а к широкой публике, поэтому в его лекции почти нет терминов. Немногочисленные книжные слова и сочетания (таковым, благородная попытка, свободно мыслящему читателю) — одно из средств, с помощью которого выражается , это же передаётся фраза¬ми «кто меньше стесняется говорить уверенным тоном что угодно», «у любителей не принято», «это как раз замечательное свойство лингвиста-любителя». Кроме этого, экспрессивность тексту придаёт (всезнаек, измышления) и со значением высокой степени проявления свойства (безграничное могуще¬ство, немыслимое множество, безумной древности). Часто используются такие сред¬ства, как (предложения 1-2, 5-6, 29, 31-32, 34-35) и (более то¬го, скажем, правда), что помогает понять ход и логику рассуждения».
Список терминов:
1) метафора
2) эпитет
3) градация
4) оценочная лексика
5) архаизмы
6) ирония
7) противопоставление
8) сравнительные обороты
9) вводные конструкции