Онлайн тест ЕГЭ по русскому языку 2015 Вариант №1. Тест соответствует Федеральным Государственным Образовательным стандартам 2015. Для проходжения теста в вашем браузере должна быть включена функция JavaScript. Вариант ответа вводится в специальное поле. Ответом является слово, словосочетание или целое число. После ввода предположительного ответа, нажмите кнопку "Проверить". По ходу решения Вы можете наблюдать за количеством набранных баллов. Все баллы по заданиям распределены в соответствии с КИМ.




ЗАДАНИЯ ЧАСТИ A

При выполнении заданий этой части (А1-А30) снизу в клеточку впишите номер вашего варианта и нажмите "проверить"


A1
В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) тОрты

2) повторИт

3) вероисповедАние

4) начАвший


A2
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

2) Он славился мудростью и раздавал ЖИЗНЕННЫЕ советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.

3) В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.

4) Мастерство вырастает из тонкого и ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за окружающими людьми.


A3
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) широкая авеню

2) до двух тысяч двенадцатого года

3) поезжай за мной

4) несколько песен


A4
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Познакомившись с выставкой художников-импрессионистов,
1) начинаешь понимать особенности их живописи.

2) многие картины произвели сильное впечатление.

3) возникает желание ещё раз увидеть известные полотна живописцев.

4) многие картины были мне известны по репродукциям.


A5
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Великолепием этих дворцов восхищался А.С. Пушкин, который жил здесь летом 1818 года, в период создания поэмы «Руслан и Людмила», и запечатлел незабываемый образ петергофских парков и фонтанов в прекрасных строфах, посвящён- ных описанию сказочных садов Черномора.

2) Только благодаря языку человек овладевает знаниями и опытом предшествующих поколений, всего человечества.

3) Государственную дорогу из Москвы в Сибирь — Сибирский почтовый тракт — начали строить более чем двести пятьдесят лет назад.

4) Те, кто слушал голос Достоевского, декламирующего пушкинского «Пророка», вспоминал об этом с восторгом.


A6
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Скороговорки — это народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями.

2) Джинсовую ткань впервые изготовили в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой.

3) Северную полярную страну, которая располагается под созвездиями Большая Медведица и Малая Медведица, французы стали именовать «Арктик».

4) В русском языке есть устаревшие слова, которые несут на себе отпечаток своей эпохи.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12

(1)... (2)Особенно это относится к запятой. (З)Употребление запятой, например, при однородных членах предложения, для выделения приложений, обособленных причастий, деепричастий обычно определяется именно синтаксической структурой предложения. (4)Частично на грамматической основе строятся также правила употребления точки с запятой, двоеточия, к примеру, в сложноподчинённых предложениях, тире при составном сказуемом с опущенной связкой. (5)... во всех этих и подобных случаях в основе правил всё же лежит смысл высказывания. (б)Отражая грамматическую структуру текста, знак препинания прежде всего организует смысловое членение письменной речи, подчёркивает стилистические особенности письменного текста.

A7
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Исходным моментом для построения предложения и для выбора знаков препинания является смысловая сторона речи.

2) Пунктуация в русском языке в значительной степени отражает синтаксическую структуру предложения, подчиняется ей.

3) Русская пунктуационная система наряду с обязательными правилами содержит указания, допускающие варианты для выражения смысловых оттенков письменного текста.

4) Пунктуация связана с интонацией: обе служат средствами выражения смысла речи, причем интонация выполняет эту функцию в устной речи, а пунктуация — в речи письменной.


A8
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении?
1) Однако

2) В настоящее время

3) Следовательно,

4) Потому что


A9
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) всё лежит (предложение 5)

2) знак препинания организует, подчёркивает (предложение 6)

3) употребление обычно определяется (предложение 3)

4) строятся употребления (предложение 4)


A10
Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) простое с однородными членами

4) сложное бессоюзное

A11
Укажите предложение, в котором есть сочинительный союз.
1) 6

2) 2

3) 3

4) 4


A12
Укажите значение слова ОРГАНИЗОВАТЬ (предложение 6).
1) основывать

2) учреждать

3) подготавливать

4) оформлять


A13
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одно Н?
Коржи были румя(1)ые, пахучие, бабушка смазала их масле(2)ым перышком и посыпала солью, крупной, как толчё(3)ое стекло, от коржей шёл пар, они светились, как два маленьких посоле(4)ых солнца.
1) 1,2,3

2) 2

3) 3

4) 1, 3, 4


A14
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) заж..гательный, б..калея, к..мпоновать

2) нат..рать, инт..ллигенция, к..сательная

3) взб..раться, ост..новился, св..детельствующий

4) эфф..ктивный, (быть) ст..рожилом, поп..рчить


A15
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..подать, пр..проводить, пр..неприятно

2) бе..пристрастный, не..гибаемый, ни..вергаться

3) без..мянный, мед..статут, вз..скательный

4) в..южный, собез..янничать, под..ём


A16
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) чита..мый, слыш..шь

2) повер..вший, законч..шь

3) нагружа..мый, замёрзн..шь

4) выдерж..шь, определя..мый


A17
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. доверч..вый
Б. письм..цо
В. ландыш..вый
Г. болот..стый
1) А,Б,Г

2) А,Б,В

3) Б,В

4) А, Г


A18
В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Радугами полегли широколистые травы. На карминном листе сборчатой манжетки сверкают (не)просохшие капли росы.

2) Вводное слово (не)является членом предложения и может быть заменено другим вводным словом или устранено из предложения.

3) Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами (не)выносимо жгло мне шею и щеки, нельзя было дотронуться до раскалённых краев брички, густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух.

4) Ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — (не)сомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню.


A19
В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) Немое беспокойство КАК(БЫ) таится в ленивой пышности осенних цветов, которые после своего роскошного цветения КАК(БУДТО) осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни.

2) Борей — северный и СЕВЕРО(ВОСТОЧНЫЙ) порывистый, холодный ветер — (ЗА)ЧАСТУЮ скрывается за горными хребтами, собирается с силами и обрушивается ураганом на прибрежные города и стоящие в гаванях корабли, вырывает с корнем деревья, бросает на камни застигнутые врасплох суда.

3) Ох, эти проселки! Весело ехать по глубоким колеям, тут надо держаться (ПО)КРЕПЧЕ, но, ухватившись за сиденье обеими руками, ВСЁ(ТАКИ) пристально следишь за тем, как, лоснясь, бегут серо-зеленые волны травы, как тень от облачка то там, то здесь на мгновение затушёвывает их.

4) Розовые кусты ТО(ЖЕ) ещё давали в третий раз за это лето бутоны, и розы, георгины, пионы и астры ТАЩЖЕ) цвели своей холодной высокомерной красотой.


A20
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Огромные сосны расступились () и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно зажелтел бледный месяц.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое, предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


A21
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Художники (1) пишущие натюрморты (2) передают в своих картинах красоту даров природы и (3) созданных руками человека (4)вещей.
1) 1, 2

2) 1, 3

3) 1, 2, 3, 4

4) 1, 2, 4

A22
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Во-первых (1) вежливость — это проявление уважения. Во-вторых (2) вежливость — это и готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И неотъемлемый элемент вежливости (3) конечно же (4) своевременное и уместное речевое проявление - речевой
1) 1

2) 1, 2

3) 2, 3, 4

4) 1, 2, 3, 4


A23
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) На прогулке в лесу этот смешной мальчуган то свистит то сшибает палкой сухие листья.

2) Николай вечно забывал в гостях или шляпу или трость или зонтик.

3) Мысли и воспоминания и мечты бродили в голове Оленина.

4) Каждый раз Настя находила под водой то вымокшую в воде еловую ветку то жестяную банку то лиловый от холода и мёртвый лист водяной лилии.


A24
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
По правилам орфографии толстовского времени слово «мир», используясь в разных значениях, писалось по-разному: миръ — это «отсутствие войны», «согласие, тишина и покой» и Mipъ — это «весь свет», «все люди».
1) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.


A25
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Жителям Земли наиболее важно знать астероиды (1) орбиты (2) которых (3) близко подходят к орбитам их планеты.
1) 1

2) 2

3) 1, 3

4) 2, 3


A26
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Всем нужны книги (1) но (2) когда люди приходят в библиотеку (3) нередко они теряются в книжном океане и начинают со сложного (4) потому что не имеют представления о простом.
1) 1, 2

2) 2, 3

3) 1, 3, 4

4) 1, 2, 3, 4


A27
Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске, купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили. Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) В северных городах церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске.

2) Купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили.

3) Церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными из-за разной окраски их стен.

4) Древнерусские зодчие в северных и южных городах выделяли церкви среди остальных городских зданий, прибегая к разным цветовым решениям при окраске стен, покрывая купола позолотой.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

появилась у вагона Ирина Макаровна и сунула мне сверток. (55)А потом, когда мы пели, она стояла в маленькой толпе случайных женщин. (56)Кто она мне? (57)Прощай, Ирина Макаровна. (58)Прости меня, разве я знал? (59)Я никогда не смогу понять это... (60)В свёртке были сухари и четвертинка подсолнечного масла. (61)И я поклялся сохранить один сухарь как реликвию... (62)Съел.
(63)А чего же я прошу? (64)А разве не сам я, когда прилётела «рама» и все полезли по щелям, стоял на виду?
— (65)Лезь скорей! — кричали мне.
(66)А я не прятался. (67)Ходил один и посмеивался вслух. (68)Если бы они знали, что у меня внутри делается! (69)Пусть никто не знает, что мне страшно. (70)Но себе-то самому я могу сказать правду? (71)Вот я и говорю. (72)Я не Петька Любимов. (73)Мой сосед по квартире. (74)Когда началась война, он по вечерам выходил на кухню и говорил:
— (75)Немцы, паскуды, прут... (76)Надо всем вставать на защиту. (77)Вот у меня рука подживёт — пойду добровольцем.
— (78)Тебя и так призовут, Петенька, — говорили ему.
— (79)Так — не штука. (80)Так всякий пойдёт. (81)А когда-Родина в опасности, нужно не ждать. (82)Самому идти.
(83)И спрашивает меня:
— А ты Родину-то любишь?
— (84)Люблю, — говорил я. —(85)Этому меня ещё в первом классе научили.
(86)А однажды я встретил его в военкомате. (87)Это когда я повестки разносил. (88)Он меня не видел. (89)Разговаривал с капитаном каким-то.
— (90)Товарищ капитан, — сказал он, — вот я освобождение принёс.
— (91)Какое освобождение?
— (92)Броня. (93)Как специалист броню получил.
— (94)Ну зайдите вон туда и оформляйте,— сказал капитан.
(95)Броня так броня. (96)Вот так Петька. (97)Какой же он специалист незаменимый, когда он часовщиком на Арбате в мастерской работал! (98)И пошёл Петька оформляться. (99)Прошёл мимо меня. (ЮО)Остановился. (101)Покраснел.
— (102)Видал? — спросил меня. — (ЮЗ)Вот так-то, умирать кому охота?
(104)Наверно, он и сейчас по брони живёт.
(По Б. Окуджаве)
Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) — поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни.


A28
В каком предложении текста выражено отношение героя-рассказчика к соседу по квартире Петьке Любимову?
1) (34)Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться...

2) (76)Надо всем вставать на защиту. (77) Вот у меня рука подживёт — пойду добровольцем.

3) (81)А когда Родина в опасности, нужно не ждать. (82)Самому идти.

4) (104)Наверно, он и сейчас по брони живёт.


A29
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Предложения 53-55 содержат повествование.

2) В предложениях 75-77 представлено повествование.

3) В предложениях 63-64 содержится рассуждение.

4) Предложения 66, 67 противопоставлены по содержанию предложениям 68, 69.


A30
В каком предложении употребляется фразеологизм?
1) 42

2) 43

3) 50

4) 97

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в в окошко под заданием. Пишите слова с маленькой буквы, в строчном регистре. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. После запятой обязателен пробел (например, "при, из, в").
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами маленькими буквами (например, "суффиксальный")

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В


B1
Из предложений 68-70 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Введите ответ:


B2
Из предложений 1-10 выпишите имя существительное, образованное переходом одной части в другую.

Введите ответ:


B3
Из предложений 29-30 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Введите ответ:

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами. (например, "21")

B4
Среди предложений 68-81 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

Введите ответ:


B5
Среди предложений 26-41 найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Введите ответ:


B6
Среди предложений 54-69 найдите сложные предложения, в состав которых входит придаточное изъяснительное. Напишите номера этих сложных предложений.

Введите ответ:


B7
Среди предложений 70-78 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

Введите ответ:



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, записывайте в окошечко ниже.
Цифры при перечислении ничем не разделяйте (например, "5631")

B8
«Персонаж-рассказчик говорит о себе предельно честно, не скрывая своих слабостей. Его речь эмоциональна. В тексте это достигается с помощью разнообразных средств выразительности, среди которых приёмы: ______(«Я ещё...» в предложениях 24-25), ______(предложения 32-33) и синтаксическое средство выразительности - ______(предложения 23, 35, 36). Внутреннее состояние персонажа помогает понять приём — ______(предложения 65-66; 69-70). Этот приём подчёркивает важнейшие черты характера героя-рассказчика».
Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) цитирование
4) вопросительные предложения
5) риторическое обращение
6) парцелляция
7) противопоставление
8) эпитет
9) литота

Введите ответ: