Упр.783 Часть 2 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 783 1.	Определите тип и стиль речи каждого текста. Охарактеризуйте особенности художественных и научных описаний предметов. Как отбираются признаки для таких описаний,...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
783 1. Определите тип и стиль речи каждого текста. Охарактеризуйте особенности художественных и научных описаний предметов. Как отбираются признаки для таких описаний, какие языковые средства используются для выражения признаков? Выполняя это задание, пользуйтесь информацией из рубрики «Возьмите на заметку!».
I. 1) Сосна обыкновенная — дерево до 40 метров высотой с прямым, высоко очищенным от сучьев стволом. Шишки яйцевидные, созревают на второй год после цветения. Семена крылатые, содержат 20—30% жирного масла. Доживает до 400 лет. Требовательна к свету.
Тип речи – описание предмета.
Стиль текста – научный.
2) Хвоя на поваленной бурей сосне уже пожелтела, наполовину осыпалась. А огромные корни, облепленные землёй, нелепо торчали вверх, будто старались схватиться за что-то. (Г. Скребицкии)
Тип речи - описание предмета.
Стиль текста – художественный.
II. 1) Сморчок настоящий. Гриб съедобный, третьей категории. Шляпка шириной 4—8 сантиметров, яйцевидная, с округлыми сотообразными ячейками, бурая, охряно-буроватая и до серобеловатой, внутри полая. Ножка гладкая или слегка складчатая, внутри полая, ломкая, с возрастом желтоватая. Мякоть белая, хрупкая и ломкая, с очень приятным грибным запахом и вкусом.
Тип речи – описание предмета.
Стиль текста – научный.
2) Первый увиденный мною сморчок восхитил меня сначала тем, что я его увидел, а потом я нашёл в нём даже своеобразную красоту.
То, что росло передо мной теперь, больше всего напоминало по виду аккуратно очищенное ядро грецкого ореха. Нечто мозговидное, с извилинами, с глубокими пазухами, в которых прохлаждались улитки. На срезе — похоже на хрящ, белое, с лёгким фиолетовым оттенком. (В. Солоухин)
Тип речи - описание предмета.
Стиль текста – художественный.
В научном стиле приводится предельно полное. Признаки обычно выражаются прилагательными и существительными с прямым, часто отвлечённым значением (сосна обыкновенная, с прямым стволом, шишки яйцевидные, семена крылатые, жирного масла, требовательна к свету; сморчок настоящий, гриб съедобный, шляпка яйцевидная, с округлыми сотообразными ячейками, бурая, охряно-буроватая и до серо-беловатой, полая, ножка гладкая или складчатая, полая, ломкая, с возрастом желтоватая, мякоть белая, хрупкая и ломкая, с приятным грибным запахом и вкусом).
В художественном описании выделяются самые яркие признаки, создающие образ, и используются более разнообразные языковые средства: прилагательные с конкретным значением, существительные, глаголы, наречия, сравнения, слова в переносном значении. (огромные корни, облепленные землёй, нелепо торчали вверх, будто старались схватиться за что-то; сморчок восхитил меня; нашёл в нём своеобразную красоту; напоминало по виду аккуратно очищенное ядро грецкого ореха; нечто мозговидное, с извилинами, с глубокими пазухами; прохлаждались улитки; похоже на хрящ, белое, с лёгким фиолетовым оттенком).
2. Объясните правописание выделенных слов.
Цветения (цвет), доживает (неизм. приставка до-; жить, жи-ши; I спр.), схватиться (неизм. приставка с-; схватка; что сделать?), съедобный («ъ» после приставки на согласный перед «е»; съесть; какой- у прил. в м. р. им. п. окончание -ый, -ий, -ой), грибным (гриб), запахом (пахнет), мозговидное (мозг; соединит. «о»; какое?), прохлаждались (неизм. приставка про-; прохлада; окончание глагола мн. ч), оттенком (тень).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением