Упр.184 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 184. Прочитайте отрывок из работы М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия». Выделите то общее, что является характерным для хорошей речи во все времена.Общие...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
184. Прочитайте отрывок из работы М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия». Выделите то общее, что является характерным для хорошей речи во все времена.
Общие свойства слога
1. Ясность. Первое свойство слога, рассуждаемого вообще, есть ясность. Ничто не может извинить сочинителя, когда он пишет темно. Ничто не может дать ему право мучить нас трудным сопряжением понятий. Каким бы слогом он ни писал, бог доброго вкуса налагает на него непременяемый закон быть ясным. Объемлет ли он взором своим великую природу — дерзким и сильным полётом он может парить под облаками, но никогда не должен он улетать из виду. Смотрит ли он на самую внутренность сердца человеческого — он может там видеть тончайшие соплетения страстей, раздроблять наше чувствие, уловлять едва приметные их тени, но всегда в глазах своих читателей он должен их всюду с собой вести, всё им показывать и ничего не видеть без них. Он заключил с ними сей род договора, как скоро принял в руки перо, ибо принял его для них. А посему хотеть писать собственно для того, чтобы нас не понимали, есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей. Если вы сие делаете для того, чтоб вам удивлялись, сойдите с ума — вам ещё более будут удивляться. <...>
2. Разнообразие. Второе свойство слогу общее есть разнообразие.
Нет ничего несноснее, как сей род монотонии в слоге, когда все побочные понятия, входящие в него, всегда берутся с одной стороны, когда все выражения в обороте своём одинаковы; словом, когда мы в продолжение сочинения предпочтительно привязываемся к одному какому-нибудь образу выражения или форме. <...>
3. Единство слога. Не должно, однако, разуметь под именем разнообразия сей развязанности слога, когда все выражения делают столько различных кусков, оторванных от различных материй и связанных вместе. Это было бы противно единству слога, третьему свойству его, столько же существенному.
Надобно, чтобы части были разнообразны, а целое едино; надобно, чтобы в сочинении царствовал один какой-нибудь главный тон, который бы покрывал, так сказать, собой все прочие, так, в музыке все голоса различны, но все подчинены главному тону, который идёт в продолжение всей пьесы. Сей-то род гармонии, разнообразной в частях и единой в целом, необходимо нужен в слоге. Отрывы и падения из слога высокого в слог низкий, из красивого в посредственный не могут ничего другого произвесть, как разногласие и дикость. <...>

Речь должна быть ясной – необходимо выделить всё, что непосредственно относится к теме и донести его таким образом, чтобы он был понятен слушателю.
Текст должен быть цельным – он должен освещать какую-либо одну проблему, не отвлекаясь на незначительные мелочи или ненужные подробности. Основной критерий – текст можно сокращать таким образом, чтобы его смысл при этом не терялся.
Для лектора на втором месте по значимости, после грамотно написанного текста, следует правильная дикция. Говорить следует не слишком громко, уверенно, немонотонно и чётко.
Также для лектора очень важно удерживать на своей речи внимание слушателей. Для этого требуется уверенность в себе: отсутствие боязни зрителей – первый шаг на пути к удачному выступлению. Этому же способствует и грамотная подготовка к выступлению, прочтение текста и его тщательный анализ, знание предмета.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением