Анализируем текст Параграф 53 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте отрывок из очерка «Слово о Русской земле». К чему призывает нас автор? Сформулируйте главную мысль текста. Спишите текст.Главная мысль текста: Берегите...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывок из очерка «Слово о Русской земле». К чему призывает нас автор? Сформулируйте главную мысль текста. Спишите текст.
Главная мысль текста: Берегите природу, заботьтесь о родниках.
Берегите природу так, как берегли её наши предки. Не берите у природы лишнего. Заботьтесь о родниках. На Руси люди почитали родники. За ними смотрели, ухаживали, очищали от мусора, нередко устанавливали навесы, а рядом оставляли ковшик-черпачок, вырезанный из липы или сплетённый из берёсты...
– Пейте досыта, люди добрые! Родниковая вода – самая чистая и целебная.
– Пейте, звери и птицы! Всем хватит.
– Пейте, деревья и травы! Что бы мы делали без вас? Из-за родников реки были рыбными и полноводными, а леса рослыми и густыми. Там, где родники погибли, земля осиротела. Помните об этом!..
(По С. Романовскому)
2. Найдите побудительные предложения. Что они выражают — просьбу: призыв, приказ или требование?
Берегите природу так, как берегли её наши предки. Не берите у природы лишнего. Заботьтесь о родниках. Пейте досыта, люди добрые! Пейте, звери и птицы! Пейте, деревья и травы! Помните об этом!.. – побудительные предложения выражают призыв.
3. Найдите в тексте вопросительное предложение. Требует ли оно ответа?
Что бы мы делали без вас? – данное вопросительное предложение не требует ответа.
4. Есть ли в тексте обращения? Найдите их и объясните пунктуацию с помощью схемы.
Пейте досыта, люди добрые! ___, О!
Пейте, звери и птицы! ___, О!
Пейте, деревья и травы! ___, О!
5. Выделите корни в словах с непроверяемыми гласными в последнем абзаце.
6. Найдите в первом абзаце предложение с однородными сказуемыми и составьте его схему.
За ними смотрели, ухаживали, очищали от мусора, нередко устанавливали навесы, а рядом оставляли ковшик-черпачок, вырезанный из липы или сплетённый из берёсты...
7. Как вы понимаете значение выделенного слова? Обратитесь к любому толковому словарю в случае затруднений.
Почитать – относиться к кому-, чему-либо с уважением, почтением; чтить.
8. В какой позиции по глухости/звонкости находятся выделенные согласные?
Выделенные согласные в словах предки и нередко по глухости/звонкости находятся в слабой позиции.
9. Объясните, почему в слове (у) природы все согласные находятся в сильной позиции.
В слове (у) природы все согласные находятся в сильной позиции:
– р – сонорный согласный, который всегда находится в сильной позиции;
– п находится в сильной позиции, т. к. стоит перед сонорным р;
– д находится в сильной позиции, т. к. стоит перед гласным.
10. Объясните смысл предложения Там. где родники погибли, земля осиротела. Можете ли вы привести примеры таких мест, где погибли родники и осиротела земля?
Смысл предложения Там, где родники погибли, земля осиротела в том, что родники являются важными источниками питания рек, снабжают растения влагой, поэтому там, где родники пересыхают, засыхает и всё вокруг.
11.Бережное отношение к природе должно проявляться каждый день. Напишите, что необходимо делать для того, чтобы место, где вы живёте, было чистым, красивым и безопасным. Проведите беседу в классе на эту тему.
Для того чтобы место, где мы живём, было чистым, красивым и безопасным, надо бережно относиться к природе, не загрязнять леса и водоёмы, высаживать деревья и цветы, очищать реки и родники от мусора. Если все люди будут ответственно относиться к этому, то и природа будет дарить им свои богатства.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением