Упр.316 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 6 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Проводим лингвистическое наблюдение. Проанализируйте глаголы в изучаемых вами одинаковых по объёму стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и в сопоставимом по...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 6 класс, Русское слово:
Проводим лингвистическое наблюдение. Проанализируйте глаголы в изучаемых вами одинаковых по объёму стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и в сопоставимом по объёму отрывке из произведения Н.В. Гоголя. Выпишите в три группы все глаголы, которые вы найдёте в этих текстах. Сравните их количество, повторяемость, формы. Можно ли по содержащимся в текстах глаголам определить автора? Как авторы используют в них глаголы? Подготовьте доклад о роли глаголов в тексте. Работу организуйте по группам.

Пушкин А.С. Туча
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

А.С. Пушкин в данном стихотворении использует большое количество глаголов в форме настоящего и прошедшего времени. За счёт глаголов несёшься, наводишь, печалишь передаёт грустное настроение, вызывает одинокая туча, оставшаяся от бури. Читая эти глаголы чувствуешь, что автор будто бы жалеет тучу. Следующие глаголы в форме прошедшего времени облегала, обвивала, издавала, поила рисуют перед нами картину прошедшей бури, где Пушкин делает тучу главным действующим лицом и передаёт грозное настроение, которое вызывает непогода. Глагол сокройся употреблён в форме повелительного наклонения, это приказание туче уходить с неба. Этот глагол является своего рода серединой стихотворения, которая разделяет его на две части: первую, где автор выражает сочувствие туче, и вторую, описывающую спокойную погоду после непогоды. Глаголы миновалась, освежилась, промчалась рисуют перед нами стремительность бури и её влияние на землю.

Лермонтов М.С. Тучи
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В стихотворении М.С. Лермонтова «Тучи» очень мало глаголов - всего 4. Несмотря на это перед нами картина стремительно бегущих туч. Такой эффект достигается за счёт того, что автором используется глагол движения мчитесь. Это глагол с самой высокой скоростью движения. Глагол гонит свидетельствует о том, что то движение, которое совершают тучи, не добровольное, а вынужденное. Последние глаголы тяготит, наскучили дополняют картину тоски и безнадёжности положения.

Гоголь Н.В. Майская ночь, или Утопленница
При сем слове Левко не мог уже более удержать своего гнева. Подошедши на три шага к нему, замахнулся он со всей силы, чтобы дать треуха, от которого незнакомец, несмотря на свою видимую крепость, не устоял бы, может быть, на месте; но в это время свет пал на лицо его, и Левко остолбенел, увидевши, что перед ним стоял отец его. Невольное покачивание головою и легкий сквозь зубы свист одни только выразили его изумление. В стороне послышался шорох; Ганна поспешно влетела в хату, захлопнув за собою дверь.

В данном отрывке Николай Гоголь за счёт используемых глаголов демонстрирует нам последовательность действий, совершаемых Левко. Мы можем наблюдать не только за действиями героя отрывка, но и за его внутренним состоянием (остолбенел, выразили).

На основе анализа глаголов в данных произведениях мы можем сделать вывод о том, что роль глаголов в художественных текстах очень велика. Они позволяют описать последовательность действий и внутреннее состояние героя (Н.В. Гоголь), дарят ощущение надежды и веры в светлое будущее (А.С. Пушкин) или же, напротив, демонстрируют грусть и безнадёжность положения (М.С. Лермонтов).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением