Стр.236 Новый учебник ГДЗ Юдовская Баранов 8 класс (История)

Изображение 1. Что такое колониализм? Какие виды колоний существовали в ХVI — XVlIl вв.? Отношения между странами Европы и остальным миром не были равноправными. Они часто...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Юдовская, Баранов, Ванюшкина 8 класс, Просвещение:
1. Что такое колониализм? Какие виды колоний существовали в ХVI — XVlIl вв.?
Отношения между странами Европы и остальным миром не были равноправными. Они часто принимали форму колониализма, т. е. контроля одного народа над другим, основанного на различии в уровне экономического, политического и военно-технического развития.
Существовало три основных типа колоний. Первыми появились колонии, которые представляли собой небольшие торговые поселения на морском берегу. Эти опорные пункты должны были дать доступ к местным богатствам и одновременно помешать появлению соперников из числа европейских стран. Такими были, например, колонии Португалии в Западной Африке и бассейне Индийского океана. Второй тип колоний — это массовое заселение заокеанских территорий, как правило, с вытеснением или даже уничтожением местного населения. Классическим примером этого типа является английская колонизация Северной Америки. Третий тип колоний подразумевал контроль над большими территориями и целыми странами, основанный не на массовом заселении европейцев, а на господстве над местным населением. Так действовали испанцы в Латинской Америке и англичане в Индии.
2. Какие регионы земного шара привлекали европейцев в первую очередь? Как вы считаете, почему?
Не все континенты и регионы Земли в равной степени интересовали европейцев. Речь в первую очередь шла об Азии (Индия, «острова пряностей» на востоке Индийского океана, Юго-Восточная Азия) и Америке (Вест-Индия, Центральная, Южная и Северная Америка).
Из Африки поставлялись рабы на американские плантации. Но рабов можно было получить прямо на побережье от местных работорговцев, поэтому идти вглубь Африки просто не было необходимости. К тому же европейцы остерегались опасностей «Чёрного континента» и особенно страшных тропических болезней. В итоге Африка оставалась неизведанной землёй, и её подлинная колонизация произошла лишь в XIX в.
3. Через какие этапы прошла борьба европейских государств за преобладание в колониях? Какие из них кажутся вам особенно важными?
На протяжении нескольких веков среди европейских стран происходила смена колониальных лидеров. С конца XVI до середины XVII в. Англия, Франция и Голландия пытались сместить старых колониальных лидеров — Испанию и Португалию, чтобы получить свою долю в заморских богатствах. Особенно упорно к выгодам колониальной торговли стремилась Англия. Итогом англо-испанских столкновений и войн стал Пиренейский мир 1659 г. Он ознаменовал собой конец полуторавекового периода морского преобладания Испании. К тому времени в результате войн с Голландией и Англией Португалия также утратила былые позиции и потеряла важнейшие колонии в бассейне Индийского океана. Тем самым Англия и Голландия добились того, к чему они стремились, путь к колониям и сулившей огромные прибыли заморской торговле был открыт. Итогом трёх англо-голландских войн второй половины XVII в. стало поражение Голландии.
В XVIII в. продолжился упадок некогда ведущих колониальных держав — Португалии, Испании и Голландии. Испания была слишком слаба, чтобы выступать против Англии в одиночку. Поэтому чаще всего она действовала в союзе с Францией.
Далее началось соперничество Франции и Англии. Англия победила в противостоянии за североамериканские колонии.
Согласно Версальскому миру 1783 г. Франция восстанавливала некоторые свои колонии в Индии, Африке и Вест-Индии, а Испания возвращала себе отобранную англичанами в предыдущей войне Флориду. Но самым важным результатом войны стало официальное признание независимости США.
4. С чем связан упадок прежде ведущих колониальных держав — Испании, Португалии и Голландии?
В XVIII в. продолжился упадок некогда ведущих колониальных держав — Португалии, Испании и Голландии. Особенно это касалось Португалии. Малонаселённой стране со слабым экономическим развитием было трудно тягаться с европейскими лидерами. К тому же короли Португалии проявляли всё меньше интереса к колониальным делам. «Король-монах» Жуан V предпочитал строить монастыри, вместо того чтобы спускать на воду новые фрегаты.
В отличие от Португалии колонии для Испании стали тем спасательным кругом, который позволял ей не опускаться на дно европейской политики. Огромная колониальная империя скрывала экономический и политический упадок самой Испании. Фактически вся её внешняя политика в XVIII в. определялась прежде всего именно колониальными интересами, которые по-прежнему сталкивались с английскими.
Голландия так и не смогла оправиться от потерь, которые она понесла в торговых войнах с Англией на море и в войнах с Людовиком XIV на суше. К тому же она стала отставать от Англии и Франции в кораблестроении и парусной технике. В результате в течение всего XVIII в. голландцам пришлось отступать в обоих земных полушариях.
5. Какую роль сыграла Война за независимость США 1775 —1783 гг. с точки зрения истории европейского колониализма и колониального соперничества?
Одним из наиболее важных результатов войны стало решение судьбы Северной Америки в пользу Англии и в пользу английского языка и культуры. Однако уже через считаные десятилетия вслед за своей неудачливой соперницей Северо-Американский континент была вынуждена покинуть и Англия.
Согласно Версальскому миру 1783 г. Франция восстанавливала некоторые свои колонии в Индии, Африке и Вест-Индии, а Испания возвращала себе отобранную англичанами в предыдущей войне Флориду. Но самым важным результатом войны стало официальное признание независимости США. Это был поворотный момент с точки зрения европейского колониализма, так как независимость колонии от метрополии была признана впервые в истории.
1. Какие этапы в англо-франузском колониальном противостоянии можно выделить? Каков его итог?
Первой в череде англо-французских колониальных войн стала Война за испанское наследство. Утрехтский мир 1713 г. принёс Англии не только Новую Шотландию и Ньюфаундленд в Америке и стратегически важные о. Менорку и Гибралтар в Средиземном море, но и так называемое асиенто — право на поставку в испанские колонии в Латинской Америке африканских рабов.
Франция поддержала Испанию против Англии в «войне за ухо Дженкинса» 1739—1742 гг. Начавшаяся война завершилась безрезультатно, но англофранцузское противостояние фактически туг же продолжилось в ходе Войны за австрийское наследство 1740—1748 гг. этот раунд также закончился ничем.
Решающими оказались события Семилетней войны 1756— 1763 гг. Пока континентальные державы мерились силами в Европе, Англия и Франция продолжили свою затянувшуюся колониальную дуэль. Она велась в Северной Америке, Индии, Вест-Индии, Западной Африке, а также во всех трёх тёплых океанах и на морях.
По Парижскому миру 1763 г. Франция потеряла почти все свои североамериканские владения, в том числе Канаду и все земли восточнее Миссисипи (Восточную Луизиану), сохранила лишь отдельные поселения в Индии и была вынуждена признать передачу Англии многих карибских островов.
Таким образом, этот раунд англо-французского противостояния закончился полным поражением Франции, потерявшей почти все свои позиции в колониях и на морях. Англия ещё более упрочила своё морское и колониальное лидерство.
2. Как вы считаете, почему в числе активных участников колониальной политики не было России? Какие причины внутреннего и внешнего характера вы могли бы привести?
Я думаю, Россия не участвовала в активной колониальной политике, потому что ей было необходимо решать свои внутренние проблемы. Эпоха дворцовых переворотов не была стабильной. Кроме того, у России не было столь развитых кораблей. России также было необходимо решать проблемы с соседними государствами, так как территория страны была большой.
3. Подумайте об отрицательных и возможных положительных последствиях европейского колониализма как для самой Европы, так и для заокеанских территорий.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением