Упр.79 Глава 1 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 79. 1) Прочитайте отрывок из исторической драмы А. К. Толстого «Царь Борис». Подумайте, чью речь передаёт этот отрывок.Вспомните из курса истории, кто изображён на...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:
79. 1) Прочитайте отрывок из исторической драмы А. К. Толстого «Царь Борис». Подумайте, чью речь передаёт этот отрывок.
Вспомните из курса истории, кто изображён на иллюстрации и чьё имя упомянуто в тексте.
Гонца в Литву отправить к королю:
Что(бы) скорей свою унял он шляхту;
Что стыдно(де) пособие чинить
Негодному, беспутному бродяге;
Что Гришка(де) Отрепьев, беглый инок,
Морочит их; что ес(ли) в мире быть
Со мной хотят — что(б) выдали его!
Отрывок передаёт речь Бориса Годунова.
На рисунке изображён Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I.

2) Найдите архаизмы и историзмы, объясните их значение. Расскажите, как вы различаете эти устаревшие слова. Прочитайте текст вслух, передавая интонацию указа, приказания.
Гонец (архаизм) - тот, кто послан куда-либо со срочным поручением, известием.
Шляхта (историзм) - привилегированное сословие в Королевстве Польском, Великом княжестве Литовском и, после Люблинской унии 1589 года, в Речи Посполитой, а также некоторых других государствах.
Пособие чинить (архаизм) - оказывать помощь.
Архаизмы - это устаревшие слова, которые в современном языке имеют синонимы.
Историзмы - это устаревшие слова, которые вышли из активного употребления в связи с исчезновением предметов, явлений и понятий, которые они обозначали.

3) Спишите текст, раскрывая скобки. Объясните значение частицы, которая употребляется в этом тексте. Какие из данных частиц можно использовать как синонимы? Используйте для справки текст рубрики «Лингвистическая кладовая».
вроде, мол, неужели, как бы, дескать, именно, чуть не, тоже, всё-таки, даже
Лингвистическая кладовая
Частица -де указывает на передачу чужой речи. Она близка по значению к частицам дескать, мол, которые тоже указывают на передачу чужой речи, иногда с оттенком недоверия, сомнения: Одиноко боярин подъехал к воде... «Он-де царскому пиру помеха!..» (А. Блок); А сам присел у стола. Дескать, будет разговор; Напрасно говорят, что гольф, мол, элитный вид спорта и в него играют только богатые.
В предложении частицы мол и дескать употребляются как вводные слова и выделяются запятыми.
По происхождению частица -де исконно русская, она образовалась из формы древнерусского глагола deem в значении «говорит». А частица дескать — это сложение частицы де и скороговорочной формы глагола сказать —> скать.
Гонца в Литву к королю:
Чтобы (подчинительный союз; частицу бы нельзя опустить) скорей свою унял он шляхту;
Что стыдно-де (частица де всегда пишется через дефис) пособие чинить
Негодному, беспутному бродяге;
Что Гришка-де (частица де всегда пишется через дефис) Отрепьев, беглый инок,
Морочит их; что если (всегда слитно) в мире быть
Со мной хотят - чтоб (подчинительный союз; частицу б нельзя опустить) выдали его!
Де (разг.) - употребляется при передачи чужой речи, соответствует по значению словам говорит, дескать, мол.
Синонимы: мол, дескать.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением