Упр.84 ГДЗ Александрова Загоровская 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 84.	1) Прочитайте научно-популярный текст. О каком нарушении лексической нормы идёт речь? В чём его суть? Каковы его причины?Любому известно, что масло всегда...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 7 класс, Просвещение:
84.
1) Прочитайте научно-популярный текст. О каком нарушении лексической нормы идёт речь? В чём его суть? Каковы его причины?
Любому известно, что масло всегда масляное, и нет никакой нужды повторяться. Филологи называют подобные выражения тавтологией и советуют всячески избегать её, иначе текст будет выглядеть глупо и смешно.
Откроем «Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова и прочтём пояснение: слово тавтология происходит от греческих tauto — «то же самое» и logos — «слово»; оно означает «повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла». Кажется, теперь мы можем легко распознать тавтологию. Достаточно убрать «подозрительное» слово и посмотреть, не потеряло ли словосочетание и предложение смысла или даже какого-либо оттенка смысла.
Чтобы избежать тавтологии, нужно хорошо знать не только слова, но и их происхождение, а также корни некоторых «обрусевших» иностранных слов.
Всякий скажет, что «старый старик» или «молодой юноша» — тавтология, такая же, как «водянистая вода», «сладкий сахар» или «холодный лёд». ...Нетрудно также догадаться, что нельзя сказать: «Я разул уличную обувь». Во-первых, потому, что «разуваться» это и значит «снимать обувь», а во-вторых, потому, что «разувать», в отличие от «разуваться», значит «снимать обувь с кого-то». Итак, правильно будет сказать: я снял обувь, я разулся, отец разул ребёнкау отец помог ребёнку разуться. <...>
Можно купить сегодняшнюю газету, чтобы узнать сегодняшние новости, но нельзя спросить: «Каков прогноз погоды на сегодняшний день?», потому что «сегодняшний день» — это тавтология. Правильнее будет сказать: Каков прогноз погоды на сегодня?
Обратите внимание ещё на одно слово, в котором часто допускают ошибки, — лейтмотив. Первый корень лейт- (от нем. Leit) означает «ведущий, направляющий, основной». В музыкальной теории это специальный термин, которым определяют главный мотив музыкального произведения: симфонии, сонаты, оперы. В переносном же смысле слово означает «главная, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая». Если помнить об этом значении, вы никогда не напишете: «Основным лейтмотивом этого рассказа является мужество его главного героя» или «Главный лейтмотив этой статьи: нельзя допускать тавтологий в текстах».
(Е. Первушина)

В тексте говорится об использовании однокоренных слов (тавтология), а также об использовании вместе слов с одним и тем же значением (плеоназм). Причины этих явлений в том, что не все говорящие знают корни многих слов и с какими падежами употребляются эти слова.

2) Запишите подчёркнутые в тексте примеры. Объясните, в чём заключается нарушение лексической нормы. Запишите исправленные предложения.
Старый старик, молодой юноша, водянистая вода, сладкий сахар, холодный лёд – употребление слова, еще раз называющего главный признак предмета или лица.
Я разул уличную обувь – неверное употребление слова разуть. – Я разулся. Я снял уличную обувь.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением