Упр.81 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 81 Прочитайте и запишите предложения, применяя нормы правописания, найдите синонимы. Какие дополнительные оттенки имеет каждый из них? Какие виды синонимов вы встретили...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
81 Прочитайте и запишите предложения, применяя нормы правописания, найдите синонимы. Какие дополнительные оттенки имеет каждый из них? Какие виды синонимов вы встретили в предложениях?
1. Князь Гвидон ей отвечает
Грусть(тоска) меня с(?)едает —
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска (близкие по значению слова) меня съедает —
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел».

2. Царь с царицею простился
В путь(дорогу) снарядился
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт(пождёт) с утра до ночи,
Смотр..т в ноле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи...
(А. С. Пушкин)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу (близкие по значению слова) снарядился (наряд),
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт (близкие по значению слова) с утра до ночи,
Смотрит (ІІ спр.; исключение) в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи...

3. Бураны вьюги и метели —
Как много с ними кан..гели
Как много шуму толкотни
Как надоели мне они!
Так пров..рчал Мороз угрюмый...
(В. Д. Берестов )
«Бураны вьюги и метели —
Как много с ними канители (нить),
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!» -
Так проворчал (словарное слово)
Мороз угрюмый...

4. Как н.. старайся отличить
Бульвар и сквер одна натура.
И может только скверной быть
Бульварная литература
(Я. А. Козловский )
Как ни (усиление отрицания) старайся отличить,
Бульвар и сквер – одна натура.
И может только скверной быть
Бульварная литература (словарное слово).

5. К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же дайте косу я вам покажу —
Я ли вам н.. свойский я ли вам не близкий
Памятью деревни я ль н.. дорожу?
(С. А. Есенин)
К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу —
Я ли вам не (усиление отрицания) свойский, я ли вам не (усиление отрицания) близкий,
Памятью деревни я ль не (усиление отрицания) дорожу?

6. Чудес(?)но мамаша! Знали бы вы как это превосходно! Прямо — оч..ровательно! (М. Горький)
Чудесно (чудеса), мамаша! Знали бы вы, как это превосходно (=очень)! Прямо — очаровательно (чары)!

7. Тут на берегу овл..-девают не мысли а именно думы; жутко, и в то(же) время хоч..т-ся (без)конца стоять смотреть на однообразное движен..е волн и слушать их грозный рёв. (А. П. Чехов)
Тут, на берегу, овладевают (власть) не мысли, а именно думы; жутко, и в то же время хочется (І спр.) без (предлог) конца стоять, смотреть на однообразное движение волн и слушать их грозный рёв.

8. Он [Бопре] был добрый малый но ветр..н и беспутен4 5 6 (до)крайности. (А. С. Пушкин )
Он [Бопре] был добрый малый, но ветрен (ветреный) и беспутен до крайности.

9. Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р. моему старинному товарищу и другу. (А. С. Пушкин)
Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. (А. С. Пушкин)

10. Надели на меня заяч..й тулуп а (с)верху лисью шубу. (А. С. Пушкин)
Надели на меня заячий (притяжательное местоимение) тулуп, а сверху (наречие) лисью шубу.

11. Василиса Егоровна пр..храбрая дама заметил важно Швабрин Иван Куз(?)мич может это засв..детельств..вать. Да слыш(?) ты сказал Иван Кузьмич, — баба(то) (не)робкого десятка. (А. С. Пушкин)
Прокомментируйте употребление синонимов-дублёров: грусть-тоска, путь-дорога. Где используется такой приём? Подберите подобные примеры.
«Василиса Егоровна прехрабрая (=очень) дама, — заметил важно Швабрин. – Иван Кузьмич (Кузьма) может это засвидетельствовать (свидеться; засвидетельствую)». «Да, слышь (глагол; 2 лицо) ты, — сказал Иван Кузьмич, — баба-то (частица то) не робкого (подразумевается противопоставление) десятка».
• Синонимы-дублеры используются чаще всего в художественной литературе: для придания тексту большей выразительности. Основной их задачей является нагнетание эмоций: от слабой к сильной.
Примеры: житье-бытье; гуси-лебеди; худо-бедно; любо-дорого; жили-были.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением