Параграф 6 ГДЗ Боголюбов 10 класс (Обществознание)

Изображение §6. Познавательная деятельностьКто может о себе сказать: «Я знаю, что я ничего не знаю»? Так сказать о себе может антагонист. Сущность же самих вещей, сокрытую за их...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 10 класс, Просвещение:
§6. Познавательная деятельность
Кто может о себе сказать: «Я знаю, что я ничего не знаю»?
Так сказать о себе может антагонист. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма (от греч. agnostos - непознаваемый) - философского учения, отрицающего возможность познания.
Можно ли полагаться на достоверность информации, полученной с помощью органов чувств?
Я думаю, нельзя полностью полгаться на информацию, полученную с помощью органов чувств. Конечно, познавательная способность чувств ограниченна, но следует признать, что это единственный канал, с помощью которого человек непосредственно связан с материальной действительностью. Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания.
Как различить знание истинное и неистинное?
Существует точка зрения, что знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов. Другим критерием истины является признание истинным того, что полезно для человека. Более надёжным критерием истины считается практика.
Наступит ли конец научным открытиям?
Научным открытиям не наступит конец. Наше общество постоянно изменяется, что порождает необходимость его изучения. Развитие человеческого общества способствует научным открытиям.
1. Как вы понимаете основную идею текста?
Ум - умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания с фактами и событиями реальной жизни, объективной реальности и главное - самостоятельно эти знания добывать, пополнять - так издавна определяет «ум» всякая действительно умная философия.
Можно ли сказать, что знания сами по себе никакой ценности не имеют?
Нельзя сказать, что знания сами по себе никакой ценности не имеют. Знания имеют важнейшую ценности. Они позволяют человеку получать информацию.
2. Противоречат ли рассуждения Э. В. Ильенкова известному философскому утверждению «знание - сила»? Аргументируйте свой ответ.
Я думаю, рассуждения автора не противоречат, а лишь подтверждают философское утверждение «знание – сила», потому что автор считает, что основу ума составляют знания, которые человек может применить на практике.
3. На основе приведённого текста определите основные признаки понятия «ум».
• умение правильно знаниями распоряжаться
• умение соотносить эти знания с фактами и событиями реальной жизни, объективной реальности
• умение самостоятельно эти знания добывать, пополнять
4. Приведите примеры того, как усвоенные знания помогают решать проблемы, возникающие в жизни.
Школьник собирается утром в школу. Он смотрит на часы и рассчитывает, сколько времени ему нужно, чтобы одеться, покушать, дойти до школы. Здесь ему помогают знания математики.
1. Какие значения слова «знание» вам известны? В чём близость этих значений?
Человеку, проучившемуся много лет в школе, не нужно объяснять, что означает слово «знания». Знать, ведать, разуметь значит обладать информацией (совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности. Знанию противопоставляется незнание, невежество.
Знание - это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познанием называется процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. Для совершенствования познавательной деятельности необходимо изучить её особенности и проблемы. Природу познания изучает раздел философии теория познания, или гносеология.
2. Кто такие агностики, в чём суть их взглядов на познание?
Ещё в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма (от греч. agnostos - непознаваемый) - философского учения, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер. В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, английский учёный Д. Юм (1711 - 1776) сделал вывод: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас их сущность».
3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?
В итоге могут быть получены представления реальные, которые человек способен воплотить в жизнь (например, представление о новом устройстве автомашины), или же представления нереальные (например, о русалке, домовом, кентавре и т. п.).
4. В чём особенности рационального познания?
В процессе рационального (логического) познания используются и такие формы, как понятие, суждение, умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы).
Рациональная познавательная способность (как, впрочем, и чувственная - на уровне представлений) связана с мышлением. Мышление, в свою очередь, связано с речью. Речь осуществляется с помощью языка.
5. В чём суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?
Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов. Сенсуализм (от лат. sensus - чувство) на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».
Противоположной линии придерживаются рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум (от лат. ratio - разум), отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.
6. Что такое истина? Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина».
Истина - это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина - это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.
Существует точка зрения, что знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов. Другим критерием истины является признание истинным того, что полезно для человека. Более надёжным критерием истины считается практика.
7. Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?
Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.
8. В чём состоят особенности научного познания?
Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле. Во-вторых, научное знание, в отличие от религиозной веры, должно подтверждаться таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих, науке свойственна особая системность знания. В-четвёртых, научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения. Истина в науке характеризует знания, которые в принципе проверяемые и в конечном счёте оказываются подтверждёнными, т. е. достоверными.
9. Чем различаются знания социальные и гуманитарные?
Социальное знание как продукт этих наук - это прежде всего знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д. Социальное знание имеет и свои специфические особенности.
Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения сути исторического развития она не была бы наукой. К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку она обращена к духовному миру человека. Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария – понять его помыслы, побуждения, намерения. Понимание - одна из особенностей гуманитарного знания.
1. Какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.
Точка зрения Пуанкаре принадлежит к агностицизму. Ещё в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма (от греч. agnostos - непознаваемый) - философского учения, отрицающего возможность познания.
2. Философ эпохи Возрождения Николай Кузанский утверждал, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага».
Как вы понимаете мысль философа?
Философ имел в виду, что разумность человека, его мудрость заключается в познании истин, а также умении чувствовать прекрасное и хотеть для себя различных благ.
Согласны ли вы с данным суждением? Свой ответ аргументируйте.
Я согласна с данным суждением. Разумный человек – это умный и мудрый человек. Такой человек знает истины, может наслаждаться красотой и желает этой красоты для себя, а также осознает необходимость благ. Это нормальный человек.
3. В драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, всё то, чему свидетель в жизни будешь…» Можно ли ограничиться данным поучением, если речь идёт о познании общества? Свой ответ аргументируйте.
Данным поучением ограничиться нельзя. Необходимо рассматривать социальные явления в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом, и при этом важно анализировать интересы и действия всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
4. Сформулируйте свою позицию в споре о сущности истины. Чем ваша позиция отличается от позиции сенсуалистов и рационалистов? Чем они близки?
Я думаю, истина – это комплексное понятие. Некоторую истину можно понять с помощью чувств, а другую – с помощью разума. Некоторые истины также могут быть оспариваемы из-за различных точек зрения, взглядов.
5. Выполните проектную работу «Соотношение научной и учебной деятельности». Свой проект сопроводите электронной презентацией.
(Презентация прикреплена внизу страницы)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением