Упр.451 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 451 Д. А. Гранин в своей книге «Точка опоры» одну из статей посвятил Д. С. Лихачёву. Прочитайте фрагмент статьи, озаглавьте его.Запишите текст, вставляя пропущенные...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 11 класс, Просвещение:
451 Д. А. Гранин в своей книге «Точка опоры» одну из статей посвятил Д. С. Лихачёву. Прочитайте фрагмент статьи, озаглавьте его.
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания (устно обоснуйте их выбор).
I. Впервые я увидел Д. С. Лихачёва «в деле», когда шло обсуждение проекта реконструкции Невского проспекта. Было это в шестидесятые годы. Созрело очередное покушение на красоту Невского, очередная группа реформаторов взялась переделать проспект, осовременить его, улучшить и, разумеется, «коренным образом» перестроить, заменить здания, «не имеющие большой ценности», новыми и т. и. Широковещательный проект имел солидных сторонников, желающих чем-то «выдающимся* ознаменовать своё пребывание у кормила. Начались энергичные протесты. Создали общественную комиссию, и вот там-то я увидел, с какой страстью и упорством Д. С. Лихачёв защищал сохранность Невского проспекта, его образ, его историческую цельность. В те времена для многих был непривычен столь решительный тон возражения городскому начальству. Спокойно и весьма тактично он опровергал довод за доводом главного архитектора и других проектировщиков, показывая несостоятельность их аргументов. Он старался не обижать персонально, не уличать в ошибках исторических, эстетических, но за его словами чувствовалось такое превосходство знаний, что спорить становилось не иод силу, и это раздражало авторов. Они привыкли к превосходству над «любителями», тем более чувствуя поддержку городских властей. Что надо этому «древнику»? — недоумевали многие, что надо этому учёному, специалисту по «Слову о полку Игореве», чего это он воюет, он-то в чём заинтересован? Есть такая категория людей, которая причину каждого мнения поступка ищет в личном интересе.
II. Тот губительный проект реконструкции6 Невского проспекта удалось откл..нить и в этом была большая заслуга Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Мы привыкли к заслугам соз..дания заслугам вос(?)т..новления то была заслуга иная мож..т (не) меньшая — заслуга сохр..нения. Она увы всегда без..мянна. Таких заслуг у Д. С. Лихачёва много. Он занялся защитой иам.л-ников старины ещё в 1950-е годы (в)след как он сам сч..тает за II. II. Ворониным замечательным арх..ологом и историком арх..-тектуры. Удалось спасти центр Новгорода от застройки высотными здан..ями спасти от сноса новгородский земл..н(?)ой вал. Благодаря протестам Лихачёва его выступлениям, статьям, письмам перестали (без)разбору вырубать дворцовые парки ленинградских пригородов. <...>
III. А Лихачёв как никто другой сумел раскрыть (древне)-русскую литературу не как книжность а как художественное явление сомкнул летописи с русской литературой выявляя черты единства преемственности литературного процес(?)а. Для него древнерусская литература это прежде всего способ изображения человека. Литература творится на фоне истории отечественной культуры всего древнерус(?)кого искус(?)тва. Он наход..т в том рукописном пергаментном (средне)вековом живое понятное и нужное нам уме..г увидеть улыбку шутку услыш..ть песню. Он переб..рает цепь времён что соед..няет нас ибо «человек часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого он губ..т часть своей личности». Его работы всё больше ир..влекают защитой гуманитарных6 наук в век IITP. Он сумел показать я бы даже сказал доказать необходимость поэзии всех жанров искусства доказать той человеческой душе которая томит(?)ся среди и..суша..щего мира машин и расчётов. (Не)случайно Д. С. Лихачев ввёл в обращение термин эк..логия культуры. Он насытил это понятие примерами заботы о сохр..нении культурной среды нужной для «духовной оседлости* человека для его нравствен(?)ой (само)дисц..плины. Нарушение природной среды бывает ещё можно восстановить разрушение же памятников культуры (не)восполнимо.
Заголовок: «Лихачёв – борец за сохранение культурной среды»
I. Впервые я увидел Д. С. Лихачёва «в деле», когда шло обсуждение проекта реконструкции Невского проспекта. Было это в шестидесятые годы. Созрело очередное покушение на красоту Невского, очередная группа реформаторов взялась переделать проспект, осовременить его, улучшить и, разумеется, «коренным образом» перестроить, заменить здания, «не имеющие большой ценности», новыми и т. п. Широковещательный проект имел солидных сторонников, желающих чем-то «выдающимся» ознаменовать своё пребывание у кормила. Начались энергичные протесты. Создали общественную комиссию, и вот там- то я увидел, с какой страстью и упорством Д.С. Лихачёв защищал сохранность Невского проспекта, его образ, его историческую цельность. В те времена для многих был непривычен столь решительный тон возражения городскому начальству. Спокойно и весьма тактично он опровергал довод за доводом главного архитектора и других проектировщиков, показывая несостоятельность их аргументов. Он старался не обижать персонально, не уличать в ошибках исторических, эстетических, но за его словами чувствовалось такое превосходство знаний, что спорить становилось не под силу, и это раздражало авторов. Они привыкли к превосходству над «любите-лями», тем более чувствуя поддержку городских властей. Что надо этому «древнику»? – недоумевали многие, что надо этому учёному, специалисту по «Слову о полку Игореве», чего это он воюет, он-то в чём заинтересован? Есть такая категория людей, которая причину каждого мнения, (запятая разделяет однород. дополн.) поступка ищет в личном интересе.
Тот губительный проект реконструкции (словар.) Невского проспекта удалось отклонить (уклон), (запятая разделяет части ССП) и в этом была большая заслуга Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Мы привыкли к заслугам созидания (зиждется), (запятая разделяет однород. дополн.) заслугам восстановления (словар.), (запятая разделяет части БСП) то была заслуга иная, может (мочь, I спр.), (запятыми выделяется ввод. сл.) не меньшая («не» с прил. в сравнит. ст. - раздельно) – заслуга сохранения (сохранность). Она, увы, (запятыми выделяется междометие) всегда безымянна (от «имя»). Таких заслуг у Д. С. Лихачёва много. Он занялся защитой памятников (словар.) старины ещё в 1950-е годы вслед (нареч.), как он сам считает, (запятыми выделяется ввод. предлож.) за Н.Н. Ворониным, (запятая выделяет обособлен. определение) замечательным археологом (словар.) и историком архитектуры (словар.). Удалось спасти центр Новгорода от застройки высотными зданиями (сущ. на -ие), (запятая разделяет однород. сказ.) спасти от сноса новгородский земляной (неизм. суффикс прил.) вал. Благодаря (благо) протестам Лихачёва, (запятая разделяет однород. дополн.) его выступлениям, (запятая разделяет однород. дополн.) статьям, письмам перестали без разбору (сущ. с предлогом) вырубать дворцовые парки ленинградских (словар.) пригородов. <...>
III. А Лихачёв, как никто другой, (запятыми вделяются ввод. сл.) сумел раскрыть древнерусскую (от словосоч. «Древняя Русь»; соединит. «е» после мягк. согл.) литературу не как книжность, (запятая перед противит. союзом) а как художественное (неизм. суффикс прил.) явление, (запятая разделяет однород. сказ.) сомкнул летописи с русской литературой, (запятая выделяет дееприч. об.) выявляя черты единства преемственности (= пере-.) литературного процесса (словар.). Для него древнерусская литература – (тире между подлеж и сказ., выраж. сущ. в Им. п..) это, прежде всего, (запятыми выделяются ввод. сл.) способ изображения (словар.) человека. Литература творится на фоне истории отечественной (неизм. суффикс прил.) культуры, (запятая разделяет однород. дополн.) всего древнерусского искусства (словар.). Он находит (находить, II спр.) в том рукописном пергаментном (словар.) средневековом (от словосоч. «средние века»; соединит. «е» после мягк. согл.) живое, (запятая разделяет однород. дополн.) понятное и нужное нам, (запятая разделяет однород. сказ.) умеет (уметь, I спр.) увидеть улыбку, (запятая разделяет однород. дополн.) шутку, (запятая разделяет однород. сказ.) услышать (II спр., искл.) песню. Он перебирает цепь времён, (запятая разделяет части СПП.) что соединяет (единый) нас, (запятая разделяет части СПП.) ибо «человек – (запятая между подлеж. и сказ., выраж. им. сущ. в Им. п.) часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом намять прошлого, он губит часть своей личности». Его работы всё больше привлекают (= приближения) защитой гуманитарных наук в век НTP. Он сумел показать, я бы даже сказал доказать (доказанный.), (запятыми выделяется ввод. предлож.) необходимость (обходится) поэзии всех жанров искусства, (запятая разделяет однород. сказ.) доказать той человеческой душе, (запятая разделяет части СПП.) которая томится (что делает?) среди иссушающего (от гл. I спр. «иссушать») мира машин и расчётов. Неслучайно (= специально, умышленно) Д. С. Лихачев ввёл в обращение (словар.) термин «экология (эколог) культуры». Он насытил это понятие примерами заботы о сохранении (сохранность) культурной среды, (запятая выделяет обособлен. определ.) нужной для «духовной оседлости» человека, (запятая разделяет однород. определ.) для его нравственной (неизм. суффикс прил.) самодисциплины (соединит. «о» после твёрд. согл.; в корне после «ц» пишется «и»). Нарушение природной среды, бывает, (запятыми выделяется ввод. сл.) ещё можно восстановить, (запятая разделяет части БСП.) разрушение же памятников культуры невосполнимо (= безвозвратно).

1. Д. А. Гранин назвал эту статью «В служении Отечеству». Сравните своё название статьи с авторским. Распространите авторское название статьи так. чтобы получилось предложение, выражающее идею.
В служении культуре и истории Отечества.

2. Определите стиль текста, приведите аргументы.
Стиль текста: публицистический.
Признаки публицистического стиля:
– информирование читателя о социально значимой работе Д.С. Лихачёва;
– воздействие на читателя;
– дать понять читателю, насколько важна была его общественная деятельность за сохранение культурной среды для будущего страны.

3. К какому типу речи вы отнесёте каждую часть текста? Почему?
Тип речи: повествование с элементами рассуждения. Повествование о деятельности Д.С. Лихачёва сопровождается комментариями автора.

4. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста, устно объясните, как автор раскрывает поставленную проблему в тексте. Аргументируйте своё мнение, приводя примеры из текста.
В служении отечеству человек раскрывается в большей степени, чем в какой-либо другой области: «Лихачёв, как никто другой, сумел раскрыть древнерусскую литературу не как книжность, а как художественное явление, сомкнул летописи с русской литературой, выявляя черты единства преемственности литературного процесса».

5. Найдите в тексте примеры тропов. С какой целью их использует автор текста?
Тропы: эпитеты (солидных сторонников, энергичные протесты, губительный проект), метафоры (пребывание у кормила, сомкнул летописи, цепь времён, иссушающий мир машин).
Автор использует тропы для придания выразительности тексту, передачи своих эмоций, воздействия на читателя.

6. Укажите в последнем абзаце слова, устанавливающие смысловую связь между предложениями.
Слова, указывающие на смысловые отношения между предложениями: Лихачёв – для него; древнерусская литература – литература; литература – в рукописном пергаменте; он – он; он – он; он – в себе самом; в себе самом – его; его – он; он – Д.С. Лихачёв; Д.С. Лихачёв – он; культурной среды – памятников культуры.
Реконструкция6
1. Реконструкция – 1) коренное переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования; 2) восстановление, воссоздание первоначального вида, облика чего-либо по остаткам, письменным источникам и т. п.; 3) офиц., строит. изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объёма) и качества инженерно-технического обеспечения.
2. Многозначное.
3. В прямом значении.
4. Синонимы: перестройка, восстановление, обновление. Антонимы: деструкция, разрушение. Омонимов нет.
5. Заимствованное.
6. Общеупотребительное.
7. Книжное.
8. Фразеологизмов нет.
Гуманитарных6
1. Гуманитарный – 1) устар. то же, что гуманный; 2) только полные формы; связанный с научными дисциплинами, изучающими человеческое общество, человека и его культуру (в отличие от естественных и технических наук); 3) связанный с правами человека и интересами человека, обращённый к человеческой личности; 4) осуществляемый из гуманных соображений.
2. Многозначное.
3. В прямом значении.
4. Синонимы: гуманный, гуманистический, сострадательный. Антонимы: антигуманный, бесчеловечный, жестокий. Омонимов нет.
5. Заимствованное.
6. Общеупотребительное.
7. Книжное.
8. Фразеологизмов нет.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением