Упр.392 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 392 Прочитайте фрагменты текстов. Как вы думаете, почему различается форма их представления?1) Помню крещенские морозы, наводившие мысль на глубокую древнюю Русь, на...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 11 класс, Просвещение:
392 Прочитайте фрагменты текстов. Как вы думаете, почему различается форма их представления?
1) Помню крещенские морозы, наводившие мысль на глубокую древнюю Русь, на те стужи, от которых «земля на сажень трескалась»: тогда над белоснежным городом, совершенно потонувшим в сугробах, по ночам грозно горело на чёрно-воронёном небе созвездие Ориона, а утром зеркально, зловеще блистало два тусклых солнца и в тугой и звонкой недвижности жгучего воздуха весь город медленно и дико дымился алыми дымами из труб и весь скрипел и визжал от шагов прохожих и санных полозьев... (И. А. Бунин)
2) А. (мать) Смотри как за окошком красиво/да? Как кружевное всё//
Б. (дочь, ворчливо) Ничё красивого нет // Мне это уже надоело//
А. Чего так?
Б. Снег// Я так хочу/ лето// Не лето/ а... Холод/ а када тепло/ можно легко одеваться/ мне все эти шубы-куртки надоели//
А. Да-а? Ну скоро уже// Это уж последний/ всплеск/ зимы/ можно сказать// (М. В. Китайгородская, Н. И. Розанова)
1. Какая речевая задача решается в текстах?
2. К какой функциональной разновидности литературного языка принадлежит каждый из фрагментов? Дайте обоснованный ответ. Проанализируйте тексты с точки зрения особенностей содержания, сферы использования и языковых средств (лексики, грамматики).

Первый фрагмент текста относится к художественному стилю речи. На форму его представления влияет то, что этот текст был создан писателем в письменном виде с определённым художественным замыслом и многократно отредактирован. Второй фрагмент текста относится к разговорному стилю речи. Этот текст представляет собой запись разговорной речи, неподготовленного диалога. Поэтому форма его представления отличается от первого фрагмента: разной длительности паузы в речи обозначены определёнными символами, ремарки сообщают информацию о говорящих, об их эмоциях.
1. В текстах ставится и решается задача ознакомления с разнообразием разговорной и художественной речи.
2. Первый фрагмент текста относится к художественному стилю речи. Этот стиль используется в художественных произведениях. В данном фрагменте описываются крещенские морозы, напоминающие повествователю о древней Руси. Цель этого текста – воздействие на чувства, воображение читателя. Стилевые особенности: художественная образность, использование средств выразительности: эпитеты и метафоры («белоснежным городом», «чёрно-воронёном небе», «зеркально, зловеще блистало», «два тусклых солнца», «тугой и звонкой недвижности жгучего воздуха»), олицетворения («город медленно и дико дымился алыми дымами», «город весь скрипел и визжал»).
Второй текст относится к разговорной речи. Для неё характерны искажения литературных норм (ничё, када), парцелляция (Не лето/ а... Холод/ а када тепло/ можно легко одеваться/ мне все эти шубы-куртки надоели//), прерывистость речи (Ну скоро уже// Это уж последний/ всплеск/ зимы/ можно сказать//), слова с суффиксами субъективной оценки с уменьшительно-ласкательным значением (за окошком), простые предложения (Снег// Я так хочу/ лето// Не лето/ а…).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением