Упр.265 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 265 Подготовьте реферат на предложенную учителем тему или выберите её сами.РефератТема семьи в русской литературеЦель реферата заключается в анализе произведений...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
265 Подготовьте реферат на предложенную учителем тему или выберите её сами.
Реферат
Тема семьи в русской литературе
Цель реферата заключается в анализе произведений русской классической литературы, входящих в учебную программу преподавания литературы в учебных заведениях, в рассмотрении темы дома и семьи в них и в определении основных траекторий изучения данных произведений на уроках литературы. В работе представлен общий обзор романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», романа И.А. Гончарова «Обломов» и романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Выбор этих произведений обоснован тем, что они являются знаковыми и выдающимися не только в русской литературе, но и в мировой литературе и культуре, заслуженно признаны классикой.
Ключевые слова: тема семьи, тема дома, русская классическая литература.
Введение
Литература всегда играла важную роль в жизни человека, в его культуре и развитии. Она знакомит нас со многими явлениями, помогает понять, «что такое хорошо и что такое плохо», так как отражает реальность, окружающую нас. Многие писатели, в частности писатели-реалисты, ставили одной из главных целей своего творчества, конечно, правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах, закономерностях и характерах. Например, диалектика души – вид психологизма – детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм. Соответственно в произведениях литературы затронуты темы, волнующие человеческие умы на протяжении многих лет.
Одной из таких тем является тема семьи, её роль в жизни человека, влияние на формирование личности и дальнейшую судьбу. Она проходит лейтмотивом не только в русской литературе, но и в мировой. Взаимоотношения членов семьи, домашний очаг и семейные ценности – это то, с чего начинается жизнь каждого человека, что занимает особое место в ней.
Начиная, например, с такого древнерусского памятника литературы как «Житие Петра и Февронии» и заканчивая современными романами, русская литература богата произведениями, раскрывающими тему дома и семьи. Обратим внимание на следующие произведения:
• Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева,
• Роман «Обломов» И.А. Гончарова,
• Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого.
Эти произведения классической литературы включены в школьную программу литературы старших классов и программу литературы первых курсов среднего профессионального образования. Именно в этом возрасте у учащихся формируется мировоззрение, целостная картина мира, моральные принципы, закладываются жизненные приоритеты. Важную роль играют культурно-исторические образцы ценностей. Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих социальное и моральное поведение человека, служит базой для постановки и решения познавательных, практических и личностных задач. Поэтому тема дома и семьи в русской литературе имеет огромную ценность.
Для работы с каждым из произведений выбраны следующие методы исследовательской работы: сравнительно-сопоставительный, структурный, экспертный.
И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»
Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель, поэт, драматург и публицист 19 века – написал роман «Отцы и дети», раскрывающий взаимоотношения поколений, старшего и младшего.
На примере Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова автор иллюстрирует, как важно найти общий язык со своими родителями, а главное – понять их, хотя они придерживаются абсолютно других взглядов. В начале произведения Аркадий подвержен влиянию нигилиста Евгения Базарова, отрицавшего какие-либо авторитеты и принципы. Но к концу романа он обособляется от Базарова и приходит к гармоническим отношениям со своим отцом, строя собственную семью с Катериной Локтевой.
На уроках литературы при изучении романа «Отцы и дети» учащимся предлагается сравнить «два лагеря» героев при соприкосновении с системой персонажей.
Система персонажей романа
Два лагеря
«Отцы»
Старшее поколение
• Николай Петрович Кирсанов;
• Павел Петрович Кирсанов;
• Родители Базарова (Василий Иванович и Арина Власьевна)
«Дети»
Младшее поколение
• Евгений Васильевич Базаров;
• Аркадий Николаевич Кирсанов;
• Кукшина Авдотья Никитишна;
• Виктор Ситников
И.А. Гончаров «Обломов»
Роман «Обломов» Ивана Александровича Гончарова, русского писателя и литературного критика 19 века, является одним из трёх романов, написанных автором и самым известным. Главный герой, Илья Ильич Обломов, молодой дворянин тридцати лет, который занимается лишь тем, что лежит на диване в своей квартире на Гороховой улице, мечтает и строит планы, но ничего при этом не делает. Он обладает незаурядным мышлением, имеет материальные блага, но при этом продолжает вести свой ленивый жизни, крича: «Захар!» при любой необходимости.
На примере двух друзей, являющимися противоположностями, Ильи Обломова и Андрея Штольца, мы видим, насколько играет важную роль воспитание и семья в жизни человека. Ленивому и аморфному Обломову противопоставлен деятельный и предприимчивый Штольц. В главе 9 «Сон» читатель погружается в детство главного и героя, и становится ясно, почему маленький и энергичный Илюша вырос именно таким. Любая инициатива прерывалась на корню, за него всё делали нянечки и его родители. Это художественный приём. Ностальгический сон о детстве Ильи Обломова позволяет найти истоки характера героя, представить среду, быт и нравы, сформировавшие его.
Николай Александрович Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» раскрывает истоки характера не только Обломова, но и всего русского народа. «Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести. В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени».
Детство, дом, семья – ключ для понимания и интерпретации образа Обломова, поэтому при изучении этого романа на уроках литературы важно заострить внимание на Главе 9 «Сон Обломова» и ознакомиться со статьей Добролюбова.
Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»
Граф Лев Николаевич Толстой – один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из известнейшей писателей-романистов мира. Главное произведение писателя роман-эпопея «Война и мир» затрагивает неисчислимое множество проблем и тем, являющихся насущными и важными, особенно для учеников и студентов, чьи мировоззрение и моральные принципы находятся на стадии формирования. Одной из таких тем является «мысль семейная». Исток – родной дом, семья, её традиции, уклад. Ясно, что добро и зло в человеке зависят от воспитания. А счастье, по убеждению Л.Н. Толстого, и есть тихая, семейная жизнь с возможностью делать добро людям.
Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье.
Выделяются на фоне всего произведения три семьи: Болконские, Ростовы и Курагины, но не стоит обделять вниманием семьи Безуховых, Друбецких, Долоховых, поэтому на уроках литературы учащимся нужно провести сравнительный анализ трёх семей, обозначив их ценности, поведение, взгляды на жизнь, семейный уклад, интерьер и т.д.
При чтении и анализе романа-эпопеи «Война и мир» сразу бросается в глаза, что Курагины противопоставлены Болконским и Ростовым. Лицемерные, корыстные, расчётливые, бездуховные Курагины и добрые, честные, открытые, благородные Болконские и Ростовы. Непросто так следует, что Анатоль, Элен, Василий Курагины и Андрей, Марья Болконские, Наташа Ростова относятся к двум разным группам в системе персонажей.
Застывшие
• Элен Курагина;
• Анатоль Курагин;
• Василий Курагин;
• Маленькая княжна
Изменяющиеся
• Андрей Болконский;
• Пьер Безухов;
• Наташа Ростова;
• Княжна Марья
Именно изменяющиеся герои наделены внутренней красотой, желают быть полезными, любить и быть любимыми, они меняются на протяжении всего произведения, проходят эволюцию, именно они считаются любимыми героями Л.Н. Толстого. Застывшие же герои красивы внешне, но красота эта мертвенная, застывшая.
Л.Н. Толстой делает большой акцент в проблематике романа-эпопеи «Война и мир» именно на теме дома и семье. Каждый человек является представителем какого-то семейства, которое сформировало его как личность. Любимые герои писателя обладает качествами, которые свойственны их семье, и для каждого из них на первом месте – семья.
Заключение
Таким образом, тема дома и семьи занимает важное место в мировой культуре и, в частности, в русской литературе. На примере романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева, романа «Обломов» И.А. Гончарова и романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого можно сделать следующие выводы:
– писатели при создании образов героев отдают важную роль семье, её воздействию на жизнь, часто объясняя те или иные черты характера его детством. У корыстного и лицемерного Василия Курагина из романа-эпопеи «Война и мир» не вырасти другие дети, кроме как Анатоль и Элен, а вся сущность и проблема Ильи Обломова становится понятна при прочтении 9 главы «Сон Обломова» романа «Обломов» И.А. Гончарова;
– семейные отношения приносят счастье и гармонию в судьбу героя, а сюжет и фабула тесно связаны с этой темой. Евгений Базаров в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева отрицал семейные ценности, но перед лицом смерти думает именно о своих родителях, а Аркадий Кирсанов от отрицания и непонимания приходит к миру и гармонии со своим отцом, став при этом счастливым;
– семья – это естественная и важная составляющая человека, так как народ состоит из множества семей. Особенно чётко это прослеживается в романе-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»
Список литературы:
1. Гончаров И.А. Обломов. – М.: Профиздат, 1995. – 335 с.
2. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? / Русская литературная критика 1860-х годов. М.: Просвещение. 2008. – С. 82-130.
3. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – СПб.: Лицей, 1999. – 288 с.
4. Литература в схемах и таблицах // Под ред. Е.А. Титаренко, Е.Ф. Хадыко. – М.: Эксмо, 2012. – 320 с.
5. Словарь литературоведческих терминов // Под ред. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 509 с.
6. Толстой Л.Н. Война и мир. В 4 Т. – М.: Советская Россия, 1991.
7. Тургенев И.С. «Отцы и дети». – СПб.: Лениздат, 2014. – 250 с.
8. Эльконин Д.Б. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. – 452 с.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением