Упр.225 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 225 Запишите текст, применяя правила правописания. Выявите в нём и сгруппируйте признаки устной речи. Подготовьте сообщение об особенностях устной речи, используя...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
225 Запишите текст, применяя правила правописания. Выявите в нём и сгруппируйте признаки устной речи. Подготовьте сообщение об особенностях устной речи, используя примеры из данного текста.
Давно вас переселили к нам спросил я после (не)большого молчан..я.
Касьян встрепенулся.
Нет недавно года четыре. При старом бар..не мы все жили на своих нреж(?)них местах а вот опека" переселила”. Старый барин у нас был кроткая душа смире(н, нн)ик царство ему небесное! Ну опека коне..но справедливо ра(?)судила видно уж(?) так пр..шлось.
А вы где прежд.. жили
Мы с Красив..й Мечи
Далеко это (от)сюда
Вёрст сто
Что(ж) там лучш.. было
Луч(?)ше луч(?)ше. Там места пр..вольные речные гнездо наше а здесь теснота сухмень... Здесь мы осир..тели. Там у нас на Красивой(то) на Мечи вз..йдёшь ты на холм взойдёшь и Гoспод.. Боже мой что это а И река(то) и луга и лес а там церковь а там опять пошли луга. Далеч.. видно далече. Вот как далеко видно... Смотр..шь смотр..шь ах ты право Ну, здесь точно земля лучше суглинок хороший суглинок говорят крестьяне да с меня хлебушка-то всюду (в)доволь народит(?)ся.
А что старик скажи правду тебе чай" хоч..тся на родине-то побивать
Да посм..трел бы. А впрочем везде хорошо.
(И. С. Тургенев)
— Давно вас переселили к нам? — спросил я после небольшого (=маленького) молчания (на ИЯ).
Касьян встрепенулся (трепет).
— Нет, недавно: года четыре. При старом барине (словарное слово) мы все жили на своих прежних местах, а вот опека переселила. Старый барин у нас был кроткая душа, смиренник (от смиренный), — царство ему небесное! Ну, опека, конечно (ЧН без Ь), справедливо (праведный) рассудила; видно, уж (исключение) так пришлось (действие в интересах субъекта).
— А вы где прежде (наречие) жили?
— Мы с Красивой (какой?) Мечи.
— Далеко это отсюда (неизменяемая)?
— Верст сто.
— Что ж (можно опустить), там лучше (наречие) было?
— Лучше, лучше. Там места привольные (запомнить), речные, гнездо наше; а здесь теснота, сухмень… Здесь мы осиротели (сиротка). Там у нас, на Красивой-то на Мечи, взойдешь ты на холм, взойдешь (неизменяемая) — и, Господи Боже мой, что это? а?.. И река-то, и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошли луга. Далече (наречие) видно, далече. Вот как далеко видно… Смотришь, смотришь (ІІ спр; исключение), ах ты, право! Ну, здесь, точно, земля лучше; суглинок, хороший суглинок, говорят крестьяне (словарное слово); да с меня хлебушка-то всюду вдоволь народится (что сделает?).
— А что, старик, скажи правду, тебе, чай, хочется (І спр.) на родине-то побывать (быть)?
— Да, посмотрел (смотрит) бы, А впрочем, везде хорошо.
Переселила.
Опека.
1. Опека – 1) наблюдение за недееспособными гражданами и их охрана; 2) группа лиц или учреждение, на которые возложена такая деятельность; 3) действие по глаголу «опекать».
2. Прямое значение.
3. Синоним: попечительство.
Антонимов: нет.
4. Заимствованное.
5. Профессиональная лексика.
Верста.
1. Верста – 1) русская меры длины; 2) высокий человек; 3) то же, что верстовой столб; 4) большое расстояние.
2. Прямое значение.
3. Синонимов и антонимов нет.
4. Исконно русское.
5. Устаревшее.
Чай.
1. Чай – то же, что пожалуй, по-видимому, вероятно.
2. Прямое значение.
3. Синонимы: пожалуй, по-видимому, вероятно.
Антонимов нет.
4. Исконно русское.
5. Просторечие.
*Признаки устной речи.
1) Наличие неполных предложений: «Верст сто».
2) Наличие повторов: «лучше, лучше»; «смотришь, смотришь».
3) Наличие междометий и частиц: ну, да, нет, то.
4) Интонационные перечисления: и река-то, и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошли луга.
5) Незаконченные предложения: «…и, Господи Боже мой, что это, а?»
План сообщения.
1. Определение устной речи.
Устная речь порождается в процессе говорения.
2. Особенности устной речи:
а) повторы: «лучше, лучше»; «смотришь, смотришь»;
б) слова, лишенные смысловой нагрузки (ну, да, нет);
в) незаконченные предложения.
3. Важность устной речи.
1. Расскажите о знаках препинания в этом тексте: а) при вводных словах (их пять); б) при частицах и междометиях; в) при прямой речи.
В тексте вводные слова встречаются в предложениях:
Ну, опека, конечно, справедливо рассудила; видно, уж так пришлось.
Там у нас, на Красивой-то на Мечи, взойдешь ты на холм, взойдешь – и, Господи Боже мой, что это? а?..
А что, старик, скажи правду, тебе, чай, хочется на родине-то побывать?
А впрочем, везде хорошо.
В тексте междометия всегда выделяются запятыми.
Ну, здесь, точно, земля лучше…
Утвердительные частицы «да» тоже на письме выделяются запятыми.
Да, посмотрел бы.
В тексте представлены прямая речь и диалог. Прямая речь начинается с прописной буквы, в конце предложения ставится вопросительный знак, который соответствует цели высказывания, а слова автора начинаются со строчной буквы после тире.
– Давно вас переселили к нам? – спросил я после небольшого молчания.
2. Какие предложения в речи Касьяна не отвечают строгим литературным нормам? Прокомментируйте их.
Предложения, которые не отвечают строгим литературным нормам.
Там у нас, на Красивой-то на Мечи, взойдешь ты на холм, взойдешь – и, Господи Боже мой, что это? а?..
Далече видно, далече.
Смотришь, смотришь, ах ты, право!
В предложениях нарушен порядок слов, используется большое количество вводных слов и междометий, а мысли прерываются и переходят с одной на другую.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением