Параграф 2 ГДЗ Пасечник Суматохин 6 класс (Биология)

Изображение § 2. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИВСПОМНИТЕ1. Что такое клетка?Клетка — основная единица строения и жизнедеятельности всех организмов на Земле, за исключением...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Суматохин, Гапонюк 6 класс, Просвещение:
§ 2. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
ВСПОМНИТЕ
1. Что такое клетка?
Клетка — основная единица строения и жизнедеятельности всех организмов на Земле, за исключением вирусов.
2. Почему для изучения клеток необходимо использовать увеличительные приборы?
Размеры клеток настолько малы, что их практически невозможно рассмотреть без использования увеличительных приборов.
3. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?
Микроскоп, с которым мы работаем, называют световым, потому что с помощью зеркала через отверстие предметного столика свет направляется на объект, что даёт нам возможность его увидеть.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Какое строение имеет растительная клетка?
Клетки растений имеют клеточную мембрану, клеточную оболочку (стенку), в состав которой входит целлюлоза, цитоплазму. В оболочке есть поры. В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, пластиды, вакуоли и митохондрии. В ядре может находиться одно или несколько ядрышек.
2. Какую роль выполняют пластиды в клетках растений?
В бесцветных пластидах — лейкопластах накапливаются запасы питательных веществ.
Пластиды, окрашенные в жёлтый и красный цвета, — хромопласты определяют окраску цветов, осенних листьев, зрелых плодов.
Пластиды, окрашенные в зелёный цвет, хлоропласты, содержат хлорофилл. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.
3. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?
Мембрана регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую её среду. Она легко проницаема для одних веществ и непроницаема для других.
4. Какую функцию выполняет клеточная стенка (оболочка) в клетках растений?
Клеточная стенка (оболочка) придаёт клетке прочность и определяет её форму. В оболочке есть поры, поэтому она проницаема для воды, солей и многих органических веществ.
5. Какую функцию выполняет генетический аппарат клетки?
Носители наследственной информации о клетке и организме в целом — хромосомы. От хромосом зависит сходство родителей и потомства.
6. Какие особенности строения, отличающие их от клеток других организмов, имеют клетки растений?
Растительная клетка отличается от животной по трем главным признакам:
У нее есть клеточная стенка — дополнительная оболочка клетки, которая придаёт клетке прочность и определяет её форму (у животной нет).
У растительных клеток есть крупные вакуоли, которые содержат клеточный сок — водный раствор органических и неорганических соединений (у животных нет).
У клеток растений есть пластиды — специальные органеллы клетки, в которых содержатся пигменты.
ПОДУМАЙТЕ!
С чем связаны особенности строения растительных клеток?
Особенности строения растительной клетки связанны с образом жизни и способом питания растения в целом. Большинство клеток ведет неподвижный образ жизни. В клетках растений есть хлоропласты, содержащие хлорофилл, поэтому растения — автотрофные организмы, питающиеся в процессе фотосинтеза.
Моя лаборатория
ИССЛЕДУЙТЕ
ПРИГОТОВЛЕНИЕ И РАССМАТРИВАНИЕ ПРЕПАРАТА КОЖИЦЫ ЧЕШУИ ЛУКА ПОД МИКРОСКОПОМ
1. Рассмотрите изображённую на рисунке 10 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
3. Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
4. При помощи пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.
5. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком препаровальной иглы.
6. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке. Фильтровальной бумагой оттяните лишнюю воду.
7. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
На препарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой. В каждой клетке можно рассмотреть ядро.
8. Окрасьте препарат раствором йода. Фильтровальной бумагой с противоположной стороны оттяните лишний раствор.
9. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
Препарат лука стал фиолетовым. Стали более заметны части клеток: ядро, вакуоли, оболочка.
10. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
11. Зарисуйте 2–3 клетки кожицы чешуи лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком (рис. 11).
12. Подумайте, зачем препарат кожицы чешуи лука окрашивали раствором йода.
Препарат кожицы чешуи лука окрашивали раствором йода, чтобы лучше было видно строение клетки.
13. Сделайте вывод.
Кожица лука состоит из клеток. Клетка состоит из цитоплазмы, в которой находятся ядро и вакуоли, и клеточной оболочки.
ПЛАСТИДЫ В КЛЕТКАХ ПЛОДОВ ТОМАТОВ, РЯБИНЫ, ШИПОВНИКА
1. Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти плода. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом.
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках пластиды, отметьте их окраску.
Пластиды имеют красный цвет.
3. Зарисуйте строение клеток.
4. Сравните форму и особенности пластид изученных клеток с изображёнными на рисунке 12. Определите, под каким номером изображены клетки плодов рябины, томата, шиповника, соотнесите их с рисунками плодов.
а — 3
б — 1
в — 2
5. Сравните клетки мякоти плодов с клетками листа элодеи и кожицы чешуи лука.
Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы и вакуолей клетки мякоти плодов и листа элодеи содержат ещё пластиды. В клетках кожицы лука пластид нет.
6. Обсудите с товарищами по классу результаты лабораторных работ.
Клетки кожицы лука, мякоти плодов и листа элодеи имеют схожее строение.
7. На основе цели работы (см. с. 18) и проведённых наблюдений сделайте выводы.
Пластиды имеют разную форму и окраску. Например, в клетках чешуи лука пластиды бесцветные — лейкопласты. В клетках листа элодеи пластиды зеленого цвета — хлоропласты, которые содержат зеленый пигмент — хлорофилл. А в клетках томата, шиповника и рябины они красного цвета — хромопласты.
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ ЛИСТА ЭЛОДЕИ
1. Приготовьте препарат клеток листа водного растения элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках пластиды, отметьте их окраску.
Пластиды имеют зелёный цвет.
3. Сравните увиденное под микроскопом с рисунком 13.
4. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.
5. Сделайте вывод.
Как видим, в клетках листа элодеи содержится большое количество хлоропластов, которые участвуют в процессе фотосинтеза и содержат хлорофилл — зеленый пигмент. Значит, зелёный цвет растениям обеспечивает содержание в их клетках особых пластид — хлоропластов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
1. Хотите увидеть «исторический» препарат Р. Гука из XVII в.? Вы можете его приготовить и изучить вместе со взрослыми. Для этого попросите учителя или родителей вам помочь. Необходимо положить тонкий срез светлой пробки в спирт. Через несколько минут начните добавлять воду по каплям, чтобы удалить из клеток воздух, затемняющий препарат. Затем рассмотрите срез под микроскопом. Вы увидите то же, что Р. Гук в XVII в.
2. Прочитайте отрывок из книги «Занимательная биология» автора И.И. Акимушкина и ответьте на вопросы.
• Используя информацию из дополнительных источников, выясните, у каких растений можно увидеть клетки невооружённым глазом.
Увидеть клетки невооружённым глазом можно у лука, апельсина, лимона, арбуза.
• Найдите в тексте утверждение, которое указывает на единство живой природы.
Из клеток сложены вообще все растительные и животные ткани, всё живое на нашей планете. Клетки растений и животных в общем схожи.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением