Упр.188 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 188 Прочитайте текст. Определите его тему и идею. Выполните задания, размещённые на с. 92.Каждое утро, когда я просыпаюсь и подымаю сделанную из деревянных полосок...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
188 Прочитайте текст. Определите его тему и идею. Выполните задания, размещённые на с. 92.
Каждое утро, когда я просыпаюсь и подымаю сделанную из деревянных полосок жёлтую штору, всякий раз вижу её. Высокая, стройная, она всегда перед моим окном. В осенних ночах её не видно, она сливается с древней темнотой, и если верить в необычное, то можно подумать, что она куда-то уходит, потому что её не видно. По с наступлением первых минут рассвета, когда всё дневное ещё спит и только еле уловимо слышится дыхание1 утра, она уже на своём месте.
Я гляжу на эту берёзу, и странные мысли приходят мне в голову. У неё, конечно же, должна быть своя жизнь. И кто знает, будь я наделён всеми совершенными органами для познания природы, передо мной, наверное, открылся бы удивительный мир, с особыми, непонятными человеку большими и малыми чувствами, которые присущи всему живому. Но у меня только пять чувств, да и те с веками человечества стали несовершенны.
Однажды утром ударил заморозок. Потом ещё были заморозки, и вокруг берёзы золотым кольцом улеглась листва. И всё это было во мгле. По когда деревья оголились, выглянуло солнце, — и какой грустью повеяло отовсюду, а особенно от неё. Ведь совсем недавно была буйная кипень зелени, всё сверкало, лоснилось, цвело. Всё было так прекрасно и жизнерадостно и вдруг исчезло. И исчезло надолго.
Зимой я уехал. Я не мог оставаться в этом тоскливом отмирании того, что ещё совсем недавно радовало, вселяло уверенность в жизни. Летел самолётом. Из Симферополя ехал на такси, удивлённо-радостно оглядывал старую зелень тёплого юга; негромко засмеялся, увидев Чёрное море.
Большая тёплая вода. Я зарывался в неё. Изнемогал на горячем песке. И глядел на море. А рядом со мной были такие же, как я, сбежавшие'^ со своих мест в эту благодать. Смеялись, шутили, искали на берегу разноцветные камешки и старались не думать о том, что было дома. Так было легче и проще. По от дома, как от самого себя, никуда не уйдёшь.
И я приехал домой.
Всё было в снегу. И она стояла в сугробе. Пока меня (не)было л., ковал и д..рущие морозы и разодрали ей ствол. (Пе)очень сильно но белая мякоть запорошё(н, нн)ая снегом лезла мне в глаза. Я пр..к..снулся к её стволу. Кора на нём была сухой грубой. Это была рабочая кора не то что там на кие у какой(нибудь) «бе(з, с)стыдни-цы». Тут всё было для борьбы с (не)настьем в..югами ветрами. И как всегда при встреч., с ней в голову мне полезли стра(н, нн)ые мысли. Я стал думать о том что вот она не ушла со своего места не покинула эту суровую землю на которой выросла сама и р..стут её дети. Не ушла, а только крепче затаила свои почки (з, с)жала их чтобы сохранить от морозов и в..сной взорвать листьями а потом выр..слить семена и о(т, д)дать их земле что(бы) жизнь была вечной и нр..красной. Да у неё свои обяза(н, нн)ости, и выи..лняет она их стойко и чес(?)но. Как и всегда надо выполнять то что (необходимо для жизни.
(По С. Л. Воронину)
Выполните задания.
Тема текста: жизнь берёзы.
Идея: надо выполнять то, что необходимо для жизни.
1. Каково значение образа берёзы в тексте?
Писатель рассказывает о березе, растущей за его окном. Он воспринимает ее как некое создание, ведущее свое собственное, скрытое от него существование.
При этом автор сравнивает себя с березой: он спасается от холодов и ненастья в теплых краях, белоствольная красавица же ждет на своем месте, на родной земле, стойко перенося все невзгоды.
Когда пройдет зимняя пора, дерево оправится от холода, вновь выпустит листья и даст жизнь потомкам. Писатель восхищается ее силой и упорством, тем, что она, несмотря ни на что, продолжает круговорот жизни.
1. Укажите средства выразительности, с помощью которых писатель создаёт образ берёзы.
Эпитеты: высокая, стройная.
Олицетворения: она не ушла со своего места, не покинула эту суровую землю; у нее свои обязанности, и выполняет она их стойко и честно.
Сравнения: вокруг березы золотым кольцом улеглась листва.
Метафоры: буйная кипень зелени; повеяло грустью; рабочая кора; ее (березы) дети; взорвать листьями.
Парцелляция: Все было так прекрасно и жизнерадостно и вдруг исчезло. И исчезло надолго.
Градация: все сверкало, лоснилось, цвело; все было для борьбы с ненастьем, вьюгами, ветрами.
2. Выпишите 5 слов с чередующимися гласными в корне и объясните их написание.
Слова с чередующимися гласными: отмирании, дерущие, прикоснулся, выросла, растут.
3. Выпишите антонимы. Какова их роль в тексте?
Антонимы: большими и малыми.
Они использовались для того, чтобы продемонстрировать полноту охвата явления: «большие и малые чувства» - чувства всех видов.
3. Выпишите фразеологизмы. Объясните их значение.
Фразеологизмы с объяснением значения.
Странные мысли приходят мне в голову: появляются в сознании.
От дома, как от самого себя, никуда не уйдешь: невозможно освободиться от постоянно одолевающих мыслей, переживаний, чувств, привычек, недостатков.
В голову мне полезли странные мысли: настойчиво возникли в сознании.
4. Перепишите последний абзац, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Все было в снегу. И она стояла в сугробе. Пока меня не было, ликовали (лик) дерущие морозы и разодрали ей ствол. Не очень сильно, но белая мякоть, запорошенная снегом, лезла мне в глаза. Я прикоснулся (присоединение) к ее стволу. Кора на нем была сухой, грубой. Это была рабочая кора, не то что там, на юге, у какой-нибудь «бесстыдницы». Тут все было для борьбы с ненастьем (не употребляется без НЕ), вьюгами, ветрами. И, как всегда, при встрече (1 скл; П. п.) с ней в голову мне полезли странные мысли. Я стал думать о том, что вот она не ушла со своего места, не покинула эту суровую землю, на которой выросла сама и растут ее дети. Не ушла, а только крепче затаила свои почки, сжала (неизменяемая) их, чтобы сохранить (охрана) от морозов и весной (вёсны) взорвать листьями, а потом вырастить семена и отдать (неизменяемая) их земле, чтобы (для того чтобы) жизнь была вечной и прекрасной (=очень). Да, у нее свои обязанности (от обязанный), и выполняет (исполнить) она их стойко и честно (честен). Как и всегда, надо выполнять (исполнить) то, что необходимо для жизни.
5. Как вы понимаете смысл финала текста? Изложите свои мысли в небольшом сочинении-рассуждении.
Сочинение-рассуждение по финалу текста.
По моему мнению, смысл финала текста заключается в том, что береза предстает перед автором уже не просто как дерево за его окном, как объект наблюдения. Он воспринимает ее как живое существо, как того, кто живет по соседству, и испытывает к ней чувство восхищения.
Из текста мы узнаем, что рассказчик возвращается в свой родной дом из теплых краев, где спасался от холода, и встречает свою старую знакомую. Она пережила эту нелегкую зиму, хотя морозы и потрепали ее. Автор проводит параллель между собой и деревом: он уехал на море на зиму и вел там праздную жизнь, а береза держалась за свои корни и несгибаемо противостояла любому ненастью. При этом отмечает, что у березы «рабочая кора», как будто речь идет о руках простого человека.
Больше всего рассказчика восхищает то, как береза сохраняет свои жизненные силы, чтобы, когда зима закончится, снова распустить свои листья и жить дальше как ни в чем не бывало. А еще автор отмечает «стойкость и честность» березы.
В финале текста эмоциональность автора достигает своего пика: он уже не просто наблюдает за березой (как в начале), а находит в ней человеческие черты и начинает испытывать искренние чувства к этому дереву, так тесно связанному с его родной землей.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением