Параграф 17 ГДЗ Сивоглазов Плешаков 6 класс (Биология)

Изображение $17. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ. ИСПАРЕНИЕ ВОДЫРазвитая проводящая система — одна из причин, которая позволила растениям завоевать сушу. Найдите этому подтверждение в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Плешаков 6 класс, Просвещение:
$17. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ. ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ
Развитая проводящая система — одна из причин, которая позволила растениям завоевать сушу. Найдите этому подтверждение в тексте.
Проводящая ткань позволила растениям, вышедшим на сушу, доставлять воду и питательные вещества к каждому органу и к каждой клетке, обеспечивать их распределение. Работает она очень эффективно и надёжно. Вода и растворённые в ней соли, например, в деревьях может подниматься на высоту 100 и более метров.
Вспомните!
Каковы особенности строения сосудов древесины и ситовидных трубок луба?
Древесина образована проводящей, механической и основной тканями. Проводящая ткань обеспечивает восходящее перемещение воды и минеральных веществ, в её состав входят сосуды и другие клетки, все они мёртвые. В живых клетках основной ткани накапливаются запасные вещества.
Ситовидные трубки состоят из живых вытянутых клеток, перегородки которых имеют многочисленные отверстия — сита. Ядер в этих клетках нет, а цитоплазма в виде тяжей прилегает к оболочке. Ситовидные трубки обеспечивают нисходящий транспорт органических веществ.
ДУМАЙ, ДЕЛАЙ ВЫВОДЫ, ДЕЙСТВУЙ
Проверь свои знания
1. Какова роль транспорта веществ в растении?
Транспорт веществ в растении необходим для нормального обмена веществ и энергии.
2. Что обеспечивает движение в теле растения растворов минеральных веществ?
Транспорт воды и минеральных веществ в организме растения происходит благодаря корневому давлению и испарению воды. Корневое давление — это сила, вызывающая восходящее движение воды от корней к побегам. Вода испаряется из клеток мякоти листа и клетки снова начинают поглощать воду из окружающих их сосудов, тем самым обеспечивая непрерывный ток воды по растению.
3. По каким клеткам передвигаются органические вещества?
Органические вещества от листьев перемещаются по ситовидным трубкам луба к растущим органам.
4. Какова роль испарения в жизни растения?
При испарении расходуется энергия и лист охлаждается — так растение предохраняет себя от перегрева. Одновременно этот же процесс обеспечивает непрерывный восходящий ток воды по растению: отдав воду, клетки мякоти листа, подобно насосу, начинают интенсивно поглощать её из окружающих их сосудов, куда вода поступает по стеблю из корня, — так создаётся сосущая сила листа.
Выполни задания
1. Сравните и объясните процессы перемещения растворов минеральных и органических веществ.
Вода и растворённые в ней минеральные вещества от корней по сосудам древесины поступают к листьям, почкам. Перемещение растворов минеральных веществ представляет собой восходящий ток.
Продукты фотосинтеза (органические вещества) от листьев перемещаются по ситовидным трубкам луба к растущим органам. Часть веществ расходуется, а другая часть откладывается в запасающих тканях семян, плодов, корней, корневищ, луковиц. Перемещение органических веществ представляет собой нисходящий ток.
2. Почему повреждение коры дерева может привести к его гибели?
Кора защищает дерево от неблагоприятных факторов. В место, где она повреждена, могут попасть вредные насекомые или бактерии, и дерево может погибнуть.
Обсуди с товарищами
1. Почему вещества в организме растения передвигаются только в виде растворов, а запасаются в нерастворённом виде?
Вещества в организме растения передвигаются только в виде растворов, потому что жидкие вещества легко передвигаются по проводящей системе растения, но хранить растворённые вещества невыгодно. Они занимают много места. Поэтому хранятся такие вещества в нерастворённом виде. Особую роль в хранении веществ играют перепады температур, низкие температуры опасны для клетки, так как при замерзании вода кристаллизуется и может разорвать клетку.
2. Как лист растения приспособлен к испарению воды?
Вода испаряется с поверхности листа, но основное испарение происходит с поверхности клеток мякоти листа. Пар, который образуется, скапливается в межклетниках и через устьица выводится наружу.
Выскажи мнение
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы, —
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.
(Ф. Сологуб)
Весной начинается активное движение воды в берёзе. Для того, чтобы дерево смогло отрастить густую крону, потребуется много жидкости и питательных веществ. Берёза всасывает корнями из почвы микроэлементы и доставляет их к почкам. Вокруг её корней в это время много влаги, т.к. снег тает и питает землю. Внутри дерева вода смешивается с глюкозой, которая была запасена на зиму в корнях берёзы. Глюкоза делает сок сладковатым на вкус. Поэтому часто люди весной собирают берёзовый сок, т.к. в другое время года его сложно собрать, и он не будет таким сладким.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Выполни задания в рабочей тетради
1. Найдите в словаре значение слова транспирация.
Транспирация – это регулируемый физиологический процесс движения воды по органам растительного организма, завершающийся ее потерей через испарение.
2. Составьте повествовательные предложения со словами: проводящая ткань, сосудоволокнистые пучки, сосуды древесины, ситовидные трубки.
Проводящая ткань обеспечивает перемещение питательных веществ по организму растения.
Проводящие ткани образуют сосудоволокнистые пучки, которые пронизывают всё тело растения, связывая все его части в единое целое.
Сосуды древесины предназначены для проведения веществ.
Поперечные стенки ситовидных трубок пронизаны мелкими отверстиями.
РАБОТА С МОДЕЛЯМИ, СХЕМАМИ, ТАБЛИЦАМИ
1. Информацию о транспорте веществ в организме растения отразите в виде таблицы.
Вещество Поглощение Транспорт Роль
Вода Корневыми волосками По сосудам древесины к листьям, почкам Часть используется для фотосинтеза, а другая часть испаряется через устьица
Минеральные вещества Корневыми волосками По сосудам древесины к листьям, почкам Участвуют в фотосинтезе
Газы Устьицами, чечевичками, корневым эпидермисом Через межклетники к внутренним частям растения Углекислый газ участвует в фотосинтезе, кислород – в процессе дыхания
Органические вещества Всеми органами растения От листьев по ситовидным трубкам луба ко всем органам растения Часть распадаются на углекислый газ и воду, другая часть откладывается в запасающих тканях семян, плодов, корней, корневищ, луковиц
2. Составьте рисунок-схему «Транспорт веществ в организме растения».
ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. Корневое давление
1. Возьмите комнатные растения (бальзамин, пеларгония).
2. Попросите учителя срезать побег на высоте 10-12 см над почвой.
3. Наденьте на побег резиновую трубку со стеклянной трубкой (см. рис. 73). Закрепите её на штативе. Наблюдайте, как вода будет заполнять трубку.
4. Полейте почву холодной и горячей водой. Как температура воды повлияет на скорость выделения воды?
Если полить почву холодной водой, то вода по трубке поднимается медленнее, при поливе же горячей водой – быстрее.
5. Сделайте вывод.
Низкая температура воды для полива затрудняет её поглощение растением и замедляет транспирацию, а высокая температура – усиливает транспирацию.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2. Передвижение воды и минеральных веществ
1. Опустите ветку (клёна, сирени) на 4 дня в подкрашенную чернилами воду.
2. Попросите учителя сделать поперечный срез ветки, а после рассмотрите его.
3. Какая часть стебля окрасилась?
Окрасилась древесина.
4. Сделайте вывод.
Вода и растворённые в ней минеральные вещества перемещаются по сосудам древесины.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3. Передвижение органических веществ
1. Возьмите две облиственные ветки тополя или ивы.
2. Попросите учителя удалить по окружности участок коры (шириной 3 см, на расстоянии 10 см от конца стебля).
3. Поставьте ветки в воду на 3-4 недели.
4. По окончании срока рассмотрите ветки растений. Где у них образовались придаточные корни? У какого растения образовался наплыв? Что произошло с побегом, у которого сняли кольцо коры?
Придаточные корни появились на нижнем кольце коры перед срезом.
Наплыв образовался у той ветки, с которой был удалён участок коры.
На побеге, у которого сняли кольцо коры, кольцо покрылось защитными клетками (раневой пробкой).
5. Сделайте вывод.
Произведя срез, мы повредили ситовидные трубки, тем самым нарушив транспорт органических веществ, которые накапливаются перед местом среза. В результате чего образовалась раневая пробка. Следовательно, органические вещества перемещаются только по лубу (ситовидным трубкам).
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4. Испарение воды листьями
1. Побег комнатного растения поместите в колбу.
2. Горлышко колбы плотно закройте ватой.
3. Проведите наблюдение за состоянием воздуха в колбе.
На стенках колбы образовались капельки воды.
4. Сделайте вывод.
Опыт доказывает, что растение испаряет воду.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением