Параграф 1 ГДЗ Пасечник 10 класс (Биология)

Изображение $1. Биология в системе наукВспомните:1. Что такое наука? Каков её основной принцип?Наука – одна из сфер человеческой деятельности, цель которой состоит в изучении...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 10 класс, Просвещение:
$1. Биология в системе наук
Вспомните:
1. Что такое наука? Каков её основной принцип?
Наука – одна из сфер человеческой деятельности, цель которой состоит в изучении и познании окружающего мира. Основным принципом науки является построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщениях, которые можно подтвердить или опровергнуть.
2. Какое место занимает биология в системе наук?
Современная биология — комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других естественных наук, прежде всего физики, химии и математики. Сейчас биологические знания используются во всех сферах человеческой деятельности: в промышленности и сельском хозяйстве, медицине и энергетике и др.
3. Каковы основные этапы развития биологии как науки?
В развитии биологии выделяют три основных этапа:
1) На первом этапе развития биология носила описательный характер. Объект её изучения – живая природа в её естественном состоянии и целостности. К первым и наиболее значительным достижениям относятся классификации многообразного растительного и животного мира.
Значительный вклад внес шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778). В своем труде «Система природы» он описал большое количество растений и животных, ввел около 1000 ботанических терминов. Каждому виду животных и растений было присвоено двойное обозначение (существительное – название рода и прилагательное – наименование вида; например: кошка домашняя).
2) Второй этап развития ознаменовался углублением материалистических представлений. Первую теорию эволюции органического мира разработал французский естествоиспытатель Ж.Б. Ламарк (1744-1829). Он предположил, что все многообразие животных и растений является результатом эволюции, т.е. исторического развития живой природы.
Великий английский ученый Ч. Дарвин (1809-1882) обосновал научную теорию эволюции живой природы путем естественного отбора на основе синтеза огромного количества фактов из различных областей науки и сельскохозяйственной практики.
Основными положениями эволюционной теории Дарвина являются учения о наследственности, изменчивости и естественном отборе.
3) На третьем этапе развития биологии появляется наука генетика. В ее основу легли закономерности наследственности, обнаруженные австрийским биологом Г. Менделем (1822—1884) при проведении им серии опытов по скрещиванию различных сортов гороха.

ПОДУМАЙТЕ
Возможно ли в настоящее время учёному совершить научное открытие без активного сотрудничества с другими исследователями?
Я считаю, что в настоящее время учёному совершить научное открытие без активного сотрудничества с другими исследователями невозможно. Потому что для достижения успехов в науке необходимо взаимодействовать с другими членами научного сообщества. Научная проблема требует различных методов исследования, на неё необходимо взглянуть с разных точек зрения. Результаты исследования будут иметь ценность для формирования современной научной картины мира только после того, как исследователь поделится ими с сообществом коллег.

Моя лаборатория
Тренируемся
1. Что понимают под современной научной картиной мира и от кого зависит её формирование?
Научная картина мира — это система представлений человека о свойствах и закономерностях реально существующего мира, построенная в результате обобщения научных знаний и принципов.
Её формирование зависит от учёных, т.е. исследователей, которые по крупицам собирают научные факты, выдвигают гипотезы, проверяют их и формулируют различные теории, составляющие основу научных взглядов на окружающий мир — научное мировоззрение.
2. Что позволяет исследователям постепенно продвигаться в науке, открывая новые горизонты, связанные с формированием целостной научной картины мира, и от чего зависит её целостность?
Все науки, так или иначе, связаны друг с другом, что в ряде случаев позволяет взглянуть на одну и ту же научную проблему с разных точек зрения, а также попытаться решить её с применением различных научных методов. Таким образом, учёным удаётся значительно продвинуться в уже существующем направлении научных исследований.
Целостность научной картины зависит прежде всего от того, насколько глубокими и разносторонними познаниями обладает конкретный учёный или коллектив научных сотрудников, занимающийся изучением какой-либо проблемы.
3. Почему мы можем с уверенностью говорить о взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук?
Взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук проявляется:
- в изучении одного предмета одновременно несколькими науками (например, человек);
- в использовании одной наукой знаний, полученных другими науками, например, достижения физики тесно связаны с развитием астрономии, химии, математики;
- в использовании методов одной науки для изучения объектов и процессов другой. Электронный микроскоп, например, используется не только в физике, но и в биологии;
- во взаимодействии через технику и производство, осуществляемое там, где используются данные нескольких наук, например, в приборостроении, кораблестроении, космосе;
- во взаимодействии через изучение общих свойств различных видов материи, ярким примером чему служит кибернетика – наука об управлении в сложных динамических системах любой природы (технических, биологических, экономических, социальных, административных и т.п.), использующих обратную связь.
4. Каково место биологии в системе естественных наук и какую роль она играет в формировании современной научной картины мира?
Вклад биологии в текущее научное мировоззрение заключается в изучении и раскрытии общих законов и закономерностей развития живой природы, т.е. её эволюции.
Биология лежит в основе ряда прикладных направлений профессиональной деятельности человека: медицины, агрономии, ветеринарии, зоотехнии, селекции, звероводства, рыбоводства, птицеводства, лесоводства и т.д. Следовательно, биология, так или иначе, влияет на экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека и в конечном итоге через достижения в этих отраслях — на окружающую его среду.
5. Расскажите о роли биологии в жизни человека.
Благодаря достижениям биологии стало возможно получать промышленным путём медицинские препараты, витамины, биологически активные вещества. Открытия, сделанные в генетике, анатомии, физиологии и биохимии, позволяют поставить больному человеку правильный диагноз и выработать эффективные пути лечения и профилактики различных болезней, в том числе и тех, которые раньше считались неизлечимыми.

Совершенствуемся
1. Используя ключевые слова параграфа, постройте основу схемы (ментальной карты), показывающей место биологии в системе наук.
4. Напишите эссе на тему «Моя биологическая грамотность» (как вариант «Зачем нужна человеку биологическая грамотность»).
Биологическая грамотность, по моему мнению, составляет основу сохранения здоровья человека. В настоящее время в погоне за удобствами, люди забыли о последствиях своей деятельности. Производственная, хозяйственная деятельности, промышленность оказывают значительное влияние на состояние окружающей среды: радиационное, шумовое, тепловое излучения, выбросы отходов в водоемы, выброс углекислого газа в атмосферу и др. Каждый из нас оказывает влияние на окружающую среду, независимо от профессии: выбрасываем мусор или разводим костер в неположенном месте, выбрасываем бумагу вместо того, чтобы сдать её на макулатуру, срываем редкие виды растений и др. Всё это может привести к экологической катастрофе. Но её можно избежать, если каждый из нас будет уметь прогнозировать свою деятельность и её последствия. Тем самым мы сможем сохранить природные ресурсы и здоровье людей.
Таким образом, биологическая грамотность необходима каждому человеку, не зависимо от его вида деятельности.

Обсуждаем
1. Прочитайте текст. Подберите свои примеры научной и ненаучной гипотез. Обоснуйте их с помощью критерия фальсифицируемости Поппера. Предложите свой вариант проверки гипотез.
Примером научной гипотезы служит Теория Относительности. Она была описана в виде математической модели. Эта модель предсказывала ощутимые искажения пространства — времени небесными телами, и предполагала наличие "черных дыр". Теория Относительности также утверждала инвариантность скорости света. Современные сверхточные эксперименты подтвердили, что небесные тела искажают поток света и в космосе были обнаружены "черные дыры". Тот факт, что у Теории Относительности есть конкретные проверяемые критерии, без которых она не могла бы быть истиной, говорит о том, что эта теория — научная.
Гипотеза о том, что все люди делятся на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов, является ненаучной. Нельзя придумать опровергающий эксперимент, так как описания данных типов настолько размыты, что при желании всегда можно подогнать любого человека под какой-нибудь тип.
Проверить гипотезу можно путем наблюдения за явлением или объектом.
2. Выясните, кто из ваших знакомых имеет профессию, связанную с биологией. Каково их мнение о своей профессии? Почему они её выбрали?
Среди моих знакомых есть врач анестезиолог-реаниматолог. На выбор его профессии повлияло чувство собственной беспомощности перед заболеванием одного из его родных. Больше всего он получает удовлетворение, когда удалось помочь пациенту, улучшить качество его жизни, спасти в критический момент, поддержать его родственников. Сложнее всего — терять пациентов, ощущать, что ты порой бессилен перед заболеванием в последней стадии или запущенном случае.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением