Стр.114-115 Unit 8 ГДЗ Комарова Ларионова 5 класс

46 Моя жизнь
Навыки межкультурной коммуникации
Аудирование и чтение
1 Прослушайте автобиографию Анки. Где жила Анка? Где она живет сейчас?
Текст аудирования:
1997 Я родилась 26 февраля в Польше.
1998 Я сделала свои первые шаги и сказала свои первые слова. Мое первое слово было «кот».
1999 У меня появилось первое домашнее животное – собака.
2000 7 мая родился мой брат Куба.
2001 Я пошла в детский сад. Мне сделали операцию в больнице.
2002 На свой день рождения я получила свой первый велосипед. Я научилась ездить на велосипеде.
2003 Я пошла в начальную школу и познакомилась со своими подругами Магдой и Соней. Я научилась плавать.
2004 Я начала брать уроки игры на гитаре и впервые покаталась на лыжах.
2005 Мы поехали в отпуск на Балтийское побережье, и я впервые увидела море.
2006 Я впервые поехала на лыжные каникулы со своим классом. Я выиграла музыкальный конкурс.
2007 Моя семья переехала в Питерборо в Англии. У меня появился новый друг. Дана из Чехии, и мы с ней впервые поговорили по-английски.
2008 Я поступила в среднюю школу. Я впервые надела школьную форму и завела своих первых английских друзей. Летом нас навестила моя бабушка, и мы поехали в парк развлечений Alton Towers. На Рождество мы вернулись в Польшу на две недели, и я была очень взволнована и счастлива, потому что снова увидела своих подруг Магду и Соню.

Решение #

She lived in Poland and now lives in England. (Она жила в Польше, а сейчас живет в Англии.)

2 Прочитайте автобиографию. Соотнесите фразы из текста с картинками.
Моя автобиография
1997 Я родилась 26 февраля в Польше.
1998 Я сделала свои первые шаги и сказала свои первые слова. Мое первое слово было «кот».
1999 У меня появилось первое домашнее животное – собака.
2000 7 мая родился мой брат Куба.
2001 Я пошла в детский сад. Мне сделали операцию в больнице.
2002 На свой день рождения я получила свой первый велосипед. Я научилась ездить на велосипеде.
2003 Я пошла в начальную школу и познакомилась со своими подругами Магдой и Соней. Я научилась плавать.
2004 Я начала брать уроки игры на гитаре и впервые покаталась на лыжах.
2005 Мы поехали в отпуск на Балтийское побережье, и я впервые увидела море.
2006 Я впервые поехала на лыжные каникулы со своим классом. Я выиграла музыкальный конкурс.
2007 Моя семья переехала в Питерборо в Англии. У меня появился новый друг. Дана из Чехии, и мы с ней впервые поговорили по-английски.
2008 Я поступила в среднюю школу. Я впервые надела школьную форму и завела своих первых английских друзей. Летом нас навестила моя бабушка, и мы поехали в парк развлечений Alton Towers. На Рождество мы вернулись в Польшу на две недели, и я была очень взволнована и счастлива, потому что снова увидела своих подруг Магду и Соню.

Решение #

1 guitar lessons (уроки гитары)
2 theme park (парк развлечений)
3 my first steps (мои первые шаги)
4 an operation (операция)
5 won a music competition (выиграла музыкальное соревнование)

3 Когда Анка сделала следующие вещи?
1 1998
1 делать первые шаги
2 сказать первое слово
3 кататься на велосипеде
4 пойти в начальную школу
5 учиться плавать
6 играть на гитаре
7 отправиться на первые лыжные каникулы
8 увидеть море
9 выиграть музыкальный конкурс
10 говорить по-английски
11 носить школьную форму

Решение #

1 1998
2 1998
3 2002
4 2003
5 2003
6 2004
7 2006
8 2005
9 2006
10 2007

Говорение
4 a) Прослушайте вопросы. Посмотрите на упражнение 2 и подумайте над своими ответами.
1 Когда родилась Анка?
2 Каким было ее первое слово?
3 Когда она научилась кататься на велосипеде?
4 С кем она познакомилась в 2003 году?
5 Куда переехала ее семья в 2007 году?
6 С кем она там познакомилась?
7 Что она впервые надела в 2008 году?
8 Кто посетил семью Анки в Англии?
9 Куда Анка и ее семья поехали на Рождество?

b) Послушайте еще раз. Затем поработайте с одноклассником. Задавайте вопросы и отвечайте на них по очереди.
— Когда родилась Анка?
— В 1997 году.

Решение #

1 — When was Anka born?
— In 1997.
— Когда родилась Анка?
— В 1997.
2 — What was her first word?
— Kot / cat.
— Каким было ее первое слово?
— Кот.
3 — When did she learn how to ride a bike?
— In 2002.
— Когда она научилась кататься на велосипеде?
— В 2002.
4 — Who did she meet in 2003?
— Her friends Magda and Sonia.
— С кем она познакомилась в 2003 году?
— Со своими подругами Магдой и Соней.
5 — Where did her family move to in 2007?
— Peterborough in England.
— Куда переехала ее семья в 2007 году?
— В Питерборо в Англии.
6 — Who did she meet there?
— Dana.
— С кем она там познакомилась?
— С Даной.
7 — What did she wear for the first time in 2008?
— A school uniform.
— Что она впервые надела в 2008 году?
— Школьную форму.
8 — Who visited Anka’s family in England?
— Her grandmother and aunt.
— Кто посетил семью Анки в Англии?
— Ее бабушка и тетя.
9 — Where did Anka and her family go at Christmas?
— To Poland.
— Куда Анка и ее семья поехали на Рождество?
— В Польшу.

Аудирование
5 Прослушайте. Где сейчас живет Джесс? Где она жила?
Текст аудирования:
Где ы родились?
Я родилась в Кардиффе в Уэльсе.
Когда это было?
2 марта 1997 года.
А когда ваша семья переехала в Кению?
Моя семья переехала в Кению в 2000 году, когда мне было три года.
Где вы жили в Кении?
Мы жили в Найроби.
И как долго вы там жили?
Мы прожили там восемь лет.
Вы ходили там в школу?
Да, сначала я ходила в детский сад, а потом в начальную школу.
На каком языке вы говорили в Кении?
Я говорила на английском и суахили.
Когда вы вернулись в Кардифф?
Мы вернулись в 2008 году, и здесь я начала учиться в средней школе.
Вам больше нравится жизнь в Кардиффе или в Кении?
Мне больше нравилось в Кении – там у меня было больше друзей.

Решение #

Jess lived in Kenya and now lives in Wales. (Джесс жила в Кении, а теперь живет в Уэльсе.)

6 Прослушайте еще раз. Найдите недостающую информацию.
1 Джесс родилась в Уэльсе.
2 Семья Джесс переехала в Кению, когда ей было три года.
3 Они прожили там восемь лет.
4 Джесс ходила в детский сад и начальную школу в Кении.
5 В Кении она говорила на английском и суахили.
6 Ее семья вернулась в Кардифф в 2008 году.
7 Жизнь в Кении нравилась ей больше, чем жизнь в Уэльсе.

Решение #

1 Wales (Уэльсе)
2 three (три)
3 eight (восемь)
4 nursery school...; primary (детский сад…; начальную)
5 English (английском)
6 2008
7 Kenya...; Wales (Кении…; Уэльсе)

Письмо
7 Напишите свою автобиографию. Используйте автобиографию Анки в качестве образца.
Моя автобиография
2000 Я родился в Томске, Россия.
2001 Я сделал свои первые шаги и сказал свое первое слово.
2002...

Решение #1

2012 I was born on 15th April in Moscow, Russia.
2014 I started walking and saying my first words. My first word was "мама" (mom in English).
2015 My family got our first pet, a cat named Whiskers.
2016 My little sister, Anya, was born on 7th July.
2018 I went to kindergarten and made friends with Sasha and Dima.
2019 I learned how to ride a bike with training wheels.
2020 My family went on a trip to St. Petersburg, and I saw the Hermitage Museum for the first time.
2021 I started primary school and met my best friend, Katya. We've been best friends ever since.
2022 I joined a chess club at school and won my first tournament.
2023 My family went on a vacation to Sochi, and I saw the Black Sea for the first time.
2024 I turned twelve and celebrated with a fun party with my friends at a local amusement park.

2012 Я родился 15 апреля в Москве, Россия.
2014 Я начал ходить и произносить свои первые слова. Моим первым словом было "мама".
2015 Моя семья завела нашего первого домашнего питомца - кота по имени Вискас.
2016 Моя младшая сестра, Аня, родилась 7 июля.
2018 Я пошел в детский сад и подружился с Сашей и Димой.
2019 Я научился кататься на велосипеде с дополнительными колесами.
2020 Моя семья отправилась в поездку в Санкт-Петербург, и я впервые увидел Эрмитаж.
2021 Я начал учиться в начальной школе и встретил своего лучшего друга, Катю. Мы лучшие друзья до сих пор.
2022 Я вступил в шахматный клуб в школе и выиграл свой первый турнир.
2023 Моя семья отправилась в отпуск в Сочи, и я впервые увидел Черное море.
2024 Мне исполнилось двенадцать лет, и я отпраздновал это с веселой вечеринкой с друзьями в местном парке аттракционов.

Решение #2

2012 I was born on 10th December in St. Petersburg, Russia.
2013 I started walking and talking. My first word was "папа" (dad in English).
2015 My family got our first pet, a hamster named Fluffy.
2016 My little brother, Alexei, was born on 5th June.
2018 I went to preschool and made friends with Nastya and Ivan.
2019 I learned how to swim in the local pool.
2020 My family went on a trip to Moscow, and I saw the Kremlin and Red Square.
2021 I started primary school and joined the school choir.
2022 I began taking piano lessons and discovered my love for music.
2023 My family went on a camping trip to Lake Baikal, and I saw the world's deepest lake.
2024 I turned thirteen and celebrated with a big party with all my friends and family.

2012 Я родился 10 декабря в Санкт-Петербурге, Россия.
2013 Я начал ходить и говорить. Моим первым словом было "папа" (по-английски папа).
2015 У моей семьи появился наш первый домашний питомец, хомячок по кличке Флаффи.
2016 5 июня родился мой младший брат Алексей.
2018 Я пошел в детский сад и подружился с Настей и Иваном.
2019 Я научился плавать в местном бассейне.
2020 Моя семья отправилась в поездку по Москве, и я увидел Кремль и Красную площадь.
2021 Я пошел в начальную школу и присоединился к школьному хору.
2022 Я начал брать уроки игры на фортепиано и обнаружил свою любовь к музыке.
2023 Моя семья отправилась в туристический поход на Байкал, и я увидел самое глубокое озеро в мире.
2024 Мне исполнилось тринадцать, и я отпраздновал это большой вечеринкой со всеми моими друзьями и семьей.

Решение #3

2012 I was born in Ekaterinburg.
2013 I took my first steps and said my first word. My first word was mama (mom in English).
2015 I went to kindergarten. I met my first friend there.
2016 I got my first bike. I learnt how to ride a bike.
2017 I learnt how to swim. I got my first smartphone on my birthday.
2018 I started primary school and met my friends Katya and Lena.
2020 I went skating for the first time.
2021 I started going to basketball meetings. My team won a basketball competition.
2022 I first went abroad. My family and I went to German in summer.
2023 I started secondary school. I made new friends. Our class had a school trip to a museum. I first visited the Natural History Museum. It was fun and interesting.
(2012 Я родилась в Екатеринбурге.
2013 Я сделала свои первые шаги и сказала свое первое слово. Мое первое слово было мама.
2015 Я пошла в детский сад. Там я встретила свою первую подругу.
2016 У меня появился первый велосипед. Я научилась кататься на велосипеде.
2017 Я научилась плавать. В свой день рождения я получила свой первый смартфон.
2018 Я пошла в начальную школу и встретила своих подруг Катю и Лену.
2020 Я впервые покаталась на коньках.
2021 Я начала ходить на баскетбольные тренировки. Моя команда выиграла соревнование по баскетболу.
2022 Я впервые поехал за границу. Летом мы с семьей поехали в Германию.
2023 Я начала учиться в средней школе. У меня появились новые друзья. Наш класс совершил школьную поездку в музей. Я впервые посетила Музей естественной истории. Там было весело и интересно.)

Культурный уголок
Подборка фактов: Желтоглазые пингвины Новой Зеландии
Желтоглазый пингвин обитает в Новой Зеландии. Это один из самых исчезающих видов пингвинов на планете. Он почти исчез, но сейчас его охраняет организация Yellow-eyed Penguin Trust.
1980-е Исследования показали, что популяция желтоглазых пингвинов находится под угрозой исчезновения.
1987 Cпециалисты по охране природы создали организацию Yellow-eyed Penguin Trust. Они хотели защитить этих пингвинов.
1989 Trust открыл питомник растений, чтобы выращивать растения и деревья для мест обитания пингвинов.
1989-2009 Фонд построил ограждения для защиты мест обитания пингвинов. Они также посадили много деревьев и купили землю, чтобы создать новые заповедники для пингвинов.
Сегодня Популяция пингвинов в Новой Зеландии продолжает сокращаться из-за вмешательства человека, потери среды обитания и собак. Сейчас насчитывается около 220 пар пингвинов. Это очень, очень опасная ситуация для вида. Фонд Trust прилагает все усилия, чтобы у желтоглазых пингвинов было будущее.
Обсуждение
Обсудите в парах, почему важно защищать исчезающие виды.
— Я думаю, что это важно, потому что, если один вид вымирает, другие виды лишаются пищи.

Решение #1

Anna: Hey, Mark! Do you know why it's so important to protect endangered species?
Mark: Yeah, I think it's because every species plays a unique role in the ecosystem. If one species disappears, it can affect the whole balance of nature.
Anna: Exactly! Like if we lose bees, we won't have enough pollinators for plants, and that can lead to food shortages.
Mark: Right! And many medicines and resources come from plants and animals, so if they disappear, it could harm us too.
Anna: Plus, it's not fair to let species go extinct because of human activities like deforestation and pollution. We need to protect them for future generations.
Mark: Absolutely! We have to take care of our planet and all its inhabitants.

Анна: Привет, Марк! Ты знаешь, почему так важно защищать виды, находящиеся под угрозой исчезновения?
Марк: Да, я думаю, это потому что каждый вид играет уникальную роль в экосистеме. Если один вид исчезнет, это может повлиять на всю природную равновесие.
Анна: Именно! Как если бы мы потеряли пчел, у нас не было бы достаточно опылителей для растений, и это могло бы привести к нехватке продуктов питания.
Марк: Правильно! И многие лекарства и ресурсы происходят от растений и животных, поэтому если они исчезнут, это также может нам нанести вред.
Анна: Плюс, это несправедливо допускать вымирание видов из-за деятельности человека, такой как вырубка лесов и загрязнение. Мы должны защищать их для будущих поколений.
Марк: Абсолютно! Мы должны заботиться о нашей планете и всех ее обитателях.

Решение #2

Tom: Hey, Sarah! Do you ever wonder why we need to save endangered animals?
Sarah: Yeah, I've been thinking about it. I guess it's because each species is part of a big puzzle, and if one piece goes missing, the whole picture changes.
Tom: That's a great way to put it! Like, if we lose predators, the populations of other animals might explode, and that could mess up entire ecosystems.
Sarah: Exactly! And some species, like sharks, keep marine ecosystems healthy by controlling other species' populations.
Tom: Plus, losing biodiversity means losing potential cures for diseases. Scientists often find new medicines in plants and animals.
Sarah: Right! So, saving endangered species isn't just about protecting cute animals; it's about protecting our own health and the health of the planet.
Tom: Totally! We've got to step up and do our part to keep everything in balance.

Том: Привет, Сара! Ты когда-нибудь задумывалась, почему нам нужно спасать животных, находящихся под угрозой исчезновения?
Сара: Да, я думала об этом. Я думаю, это потому, что каждый вид - часть большой головоломки, и если пропадает один кусочек, меняется вся картина.
Том: Это отличный способ выразить это! Например, если мы потеряем хищников, популяции других животных могут резко сократиться, и это может привести к разрушению целых экосистем.
Сара: Точно! И некоторые виды, такие как акулы, поддерживают здоровье морских экосистем, контролируя популяции других видов.
Том: Кроме того, потеря биоразнообразия означает потерю потенциальных лекарств от болезней. Ученые часто находят новые лекарства в растениях и животных.
Сара: Верно! Итак, спасение исчезающих видов - это не просто защита милых животных; это защита нашего собственного здоровья и здоровья планеты.
Том: Безусловно! Мы должны сделать шаг вперед и внести свой вклад, чтобы сохранить все в равновесии.

Решение #3

A: I think it’s important because in nature everything is connected and when one species disappears, others can begin too.
B: I agree with you. What is more, every species is unique and has its own value. We shouldn’t lose it.
A: Я думаю, это важно, потому что в природе все взаимосвязано, и когда исчезает один вид, другие тоже могут начать.
B: Я согласен с тобой. Более того, каждый вид уникален и имеет свою ценность. Мы не должны его терять.
Подборка фактов о вашей стране
Подготовьте аналогичное досье об исчезающем виде или экологической организации в вашей стране.

Решение #1

Siberian tigers, also known as Amur tigers, are one of the most endangered tiger species in the world. They live in the forests of Russia's Far East, particularly in the Primorsky and Khabarovsk regions. Their numbers have dwindled due to habitat loss, poaching, and human-wildlife conflict.
1992 Researchers warned that the Siberian tiger population was rapidly declining.
1993 The Russian government, along with conservation organizations, established the Siberian Tiger Project to protect these magnificent creatures.
1995 The project initiated efforts to monitor and track tiger populations, as well as to educate local communities about the importance of tiger conservation.
1998-2010 Various conservation measures were implemented, including the creation of protected areas and anti-poaching patrols.
Today Despite conservation efforts, Siberian tigers still face threats such as illegal hunting and habitat fragmentation. The population is estimated to be around 500 individuals, making it critically endangered.
The Siberian Tiger Project continues its vital work to ensure the survival of these majestic animals for future generations.

Сибирские тигры, также известные как амурские тигры, являются одним из самых находящихся под угрозой вымирания видов тигров в мире. Они обитают в лесах Дальнего Востока России, особенно в Приморском и Хабаровском краях. Их численность сократилась из-за потери мест обитания, браконьерства и конфликтов между людьми и дикой природой.
1992 Исследователи предупредили, что численность сибирских тигров стремительно снижается.
1993 Российское правительство вместе с организациями по охране природы создало проект «Сибирский тигр» для защиты этих великолепных существ.
1995 Проект начал усилия по мониторингу и отслеживанию численности тигров, а также по образованию местных сообществ о важности сохранения тигров.
1998-2010 Были реализованы различные меры по охране, включая создание заповедных территорий и проведение противобраконьерских патрулей.
Сегодня Несмотря на усилия по охране, сибирские тигры по-прежнему подвергаются угрозам, таким как незаконная охота и фрагментация мест обитания. Популяция оценивается примерно в 500 особей, что делает ее критически находящейся под угрозой вымирания.
Проект «Сибирский тигр» продолжает свою жизненно важную работу, чтобы обеспечить выживание этих величественных животных для будущих поколений.

Решение #2

Baikal seals, also known as nerpa, are a unique species of freshwater seals found only in Lake Baikal, Russia. They are the world's only freshwater seal species and are considered endangered due to habitat degradation, pollution, and climate change.
1980s Scientists raised concerns about the declining population of Baikal seals.
1990 The Russian government, in collaboration with environmental organizations, established the Baikal Seal Conservation Program to protect these seals and their habitat.
1995 The program launched initiatives to clean up pollution in Lake Baikal and regulate human activities near seal habitats.
2000-2010 Conservation efforts intensified, including the establishment of protected areas and research to monitor seal populations.
Today Despite conservation efforts, Baikal seals continue to face threats such as illegal fishing, habitat degradation, and climate change. The population is estimated to be around 80,000 individuals, making it critically endangered.
The Baikal Seal Conservation Program remains committed to preserving this unique species and the ecological integrity of Lake Baikal.

Байкальские тюлени, также известные как нерпа, являются уникальным видом пресноводных тюленей, обитающим только в озере Байкал, Россия. Они являются единственным в мире видом пресноводных тюленей и считаются находящимися под угрозой исчезновения из-за деградации среды обитания, загрязнения окружающей среды и изменения климата.
Ученые 1980-х годов выразили обеспокоенность по поводу сокращения популяции байкальских тюленей.
В 1990 году российское правительство в сотрудничестве с экологическими организациями учредило Программу сохранения байкальских тюленей для защиты этих тюленей и среды их обитания.
В 1995 году программа запустила инициативы по очистке озера Байкал от загрязнения и регулированию деятельности человека вблизи мест обитания тюленей.
В 2000-2010 годах активизировались усилия по сохранению, включая создание охраняемых территорий и исследования для мониторинга популяций тюленей.
Сегодня, несмотря на усилия по сохранению, байкальские тюлени продолжают сталкиваться с такими угрозами, как незаконный промысел, деградация среды обитания и изменение климата. Численность популяции оценивается примерно в 80 000 особей, что делает ее находящейся под угрозой исчезновения.
Программа сохранения Байкальской нерпы по-прежнему нацелена на сохранение этого уникального вида и экологической целостности озера Байкал.

Решение #3

Fact file: Amur Leopard
The Amur Leopard lives in in Primorye region in Russia and in the provinces of Jilin and Heilongjiang in China. It is one of the most endangered leopard species on the planet. It almost disappeared. The entire world population of the Amur leopard is about 40-50 species.
Habitat areas
Typical for the Amur leopard habitat is in coniferous and deciduous forests of Manchu type. These cats prefer areas with rugged, steep hills, rocky outcrops and watersheds.
Size
Male: length – up to 136cm; tail – 90cm, weight – up to 60kg
Female: 112 cm; tail – 73cm; weight – up to 53kg
Behavior and lifestyle
Amur Leopards usually hunt for an hour or two before sunset and hunt the first half of the night.
Food
The Amur Leopard mainly eats deer, young wild boar, spotted deer and red deer calves. In addition, the leopard eats hares, badgers, raccoon dogs, pheasants, grouse and a variety of insects.
Lifespan
In captivity live up to 20 years, 10-15 years in nature.
Threats
The main threats for the Amur leopard are poaching and human disturbance.

Подборка фактов: Амурский леопард
Амурский леопард обитает в Приморье в России и в провинциях Цзилинь и Хэйлунцзян в Китае. Это один из самых исчезающих видов леопардов на планете. Он практически исчез. Вся мировая популяция амурского леопарда составляет около 40-50 особей.
Места обитания
Типичным местом обитания амурского леопарда являются хвойные и лиственные леса маньчжурского типа. Эти кошки предпочитают местности с изрезанными, крутыми холмами, скальными обнажениями и водоразделами.
Размер
Самец: длина – до 136 см; хвост – 90 см, вес – до 60 кг.
Самка: 112 см; хвост – 73 см; вес – до 53 кг.
Поведение и образ жизни
Амурские леопарды обычно выходят на охоту за час-два до захода солнца и охотятся первую половину ночи.
Пища
Амурский леопард в основном питается оленями, молодыми кабанами, пятнистыми оленями и детенышами благородных оленей. Кроме того, леопард питается зайцами, барсуками, енотовидными собаками, фазанами, тетеревами и разнообразными насекомыми.
Продолжительность жизни
В неволе живут до 20 лет, в природе 10-15 лет.
Угрозы
Основными угрозами для амурского леопарда являются браконьерство и вмешательство со стороны человека.
Приведем выдержку из задания из учебника Комарова, Ларионова 5 класс, Русское слово:
46 My Life
Skills Cross-cultural
Listening and reading
1 116 Listen to Anka’s autobiography. Where did Anka live? Where does she live now?
Текст аудирования:
1997 I was born on 26th February in Poland.
1998 I took my first steps and said my first words. My first word was kot (cat in English).
1999 I got my first pet, a dog.
2000 My brother Kuba was born on 7th May.
2001 I went to nursery school. I had an operation in hospital.
2002 I got my first bike for my birthday. I learnt how to ride my bike.
2003 I started primary school and met my friends Magda and Sonia. I learnt how to swim.
2004 I began guitar lessons and I went skiing for the first time.
2005 We went on holiday to the Baltic coast and I saw the sea for the first time.
2006 I went on my first skiing holiday with my class. I won a music competition.
2007 My family moved to Peterborough in England. I made a new friend. Dana is from the Czech Republic and I had my first conversation in English with her.
2008 I started secondary school. I wore a school uniform for the first time and made my first English friends. My grandmother visited us in the summer and we went to a theme park called Alton Towers. At Christmas we went back to Poland for two weeks and I was very excited and happy because I saw my friends Magda and Sonia again.

2 Read the autobiography. Match the phrases in the text with the pictures.
My autobiography
1997 I was born on 26th February in Poland.
1998 I took my first steps and said my first words. My first word was kot (cat in English).
1999 I got my first pet, a dog.
2000 My brother Kuba was born on 7th May.
2001 I went to nursery school. I had an operation in hospital.
2002 I got my first bike for my birthday. I learnt how to ride my bike.
2003 I started primary school and met my friends Magda and Sonia. I learnt how to swim.
2004 I began guitar lessons and I went skiing for the first time.
2005 We went on holiday to the Baltic coast and I saw the sea for the first time.
2006 I went on my first skiing holiday with my class. I won a music competition.
2007 My family moved to Peterborough in England. I made a new friend. Dana is from the Czech Republic and I had my first conversation in English with her.
2008 I started secondary school. I wore a school uniform for the first time and made my first English friends. My grandmother visited us in the summer and we went to a theme park called Alton Towers. At Christmas we went back to Poland for two weeks and I was very excited and happy because I saw my friends Magda and Sonia again.

3 When did Anka do these things?
1 1998
1 take first steps
2 say first word
3 ride a bike
4 go to primary school
5 learn to swim
6 play the guitar
7 go on first skiing holiday
8 see the sea
9 win a music competition
10 speak English
11 wear a school uniform

Speaking
4 a) 117 Listen to the questions. Look at exercise 2 and think about your answers.
1 When was Anka born?
2 What was her first word?
3 When did she learn how to ride a bike?
4 Who did she meet in 2003?
5 Where did her family move to in 2007?
6 Who did she meet there?
7 What did she wear for the first time in 2008?
8 Who visited Anka’s family in England?
9 Where did Anka and her family go at Christmas?

b) 117 Listen again. Then work with a classmate. Take it in turns to ask and answer.
— When was Anka born?
— In 1997.

Listening
5 118 Listen. Where does Jess live now? Where did she live?
Текст аудирования:
Where were you born?
I was born in Cardiff in Wales.
When was that?
On the 2nd of March, 1997.
And when did your family move to Kenya?
My family moved to Kenya in 2000 when I was three years old.
Where did you live in Kenya?
We lived in Nairobi.
And how long did you live there?
We lived there for eight years.
Did you go to school there?
Yes, I first went to nursery school and then primary school.
What language did you speak in Kenya?
I spoke English and Swahili.
When did you move back to Cardiff?
We came back in 2008 and I started secondary school here.
Do you like life more in Cardiff or did you like it more in Kenya?
I liked it more in Kenya – I had more friends there.

6 Listen again. Find the missing information.
1 Jess was born in Wales.
2 Jess’ family moved to Kenya when she was three years old.
3 They lived there for eight years.
4 Jess went to nursery school and primary school in Kenya.
5 She spoke English and Swahili in Kenya.
6 Her family moved back to Cardiff in 2008.
7 She liked life in Kenya more than life in Wales.

Writing
7 Write your autobiography. Use Anka’s autobiography as a model.
My autobiography
2000 I was born in Tomsk, Russia.
2001 I took my first steps and said my first word
2002 ...

Culture spot
Fact file: The yellow-eyed penguins of New Zealand
The yellow-eyed penguin lives in New Zealand. It is one of the most endangered penguin species on the planet. It almost disappeared but now it is being protected by the Yellow-eyed Penguin Trust.
1980s Research showed that the yellow-eyed penguin population was in danger of disappearing.
1987 Conservationists formed the Yellow-eyed Penguin Trust. They wanted to protect these penguins.
1989 The Trust started a plant nursery to grow plants and trees for the penguins’ habitats.
1989-2009 The Trust built fences to protect the penguins’ habitats. They also planted lots of trees and bought land to make more penguin reserves.
Today The penguin population in New Zealand is still declining because of human disturbance, habitat loss and dogs. There are now about 220 pairs of penguins. It’s a very, very dangerous situation for the species. The Trust is working really hard to make sure yellow-eyed penguins have a future.
Discussion
In pairs, talk about why it is important to protect endangered species.
— I think it’s important because if a species dies, other species lose their food.
Your country fact file
Prepare a similar fact file about an endangered species or an environmental organisation in your country.
*Цитирирование части задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением