Практическая работа 6 ГДЗ Габриелян 9 класс (учебник 2020г) (Химия)
Решение #1




Решение #2




Рассмотрим вариант решения задания из учебника Габриелян 9 класс, Дрофа, Просвещение:
Практическая работа № 6
Получение, собирание и распознавание газов
Вариант 1
Опыт 1
Получение, собирание и распознавание водорода Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. В пробирку положите 1—2 гранулы цинка и прилейте в неё 1—2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рис. 63) и наденьте на кончик трубки ещё одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка за-
полнилась выделяющимся газом.
Снимите пробирку с газоотводной трубки и, не переворачивая её, немного наклонив, поднесите отверстием к горящей спиртовке. Если в пробирке находится чистый водород, то раздастся глухой хлопок, если «лающий» звук — водород собран в смеси с воздухом, т. е. в пробирке собран «гремучий газ».
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии цинка с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
3. Опишите физические свойства водорода, непосредственно наблюдаемые при проведении опыта.
4. Опишите, как можно распознать водород.
Собирают прибор для получения газов и проверяют его на герметичность.
В пробирку помещают 2 гранулы цинка и приливают в нее 2 мл соляной кислоты. Собирают выделяющийся газ в пробирку-приемник, подносят отверстием к горящей спиртовке. Если в пробирке находится чистый водород, то раздастся глухой хлопок, если «лающий» звук – водород собран в смеси с воздухом, т.е. в пробирке собран «гремучий газ».
1. Zn + 2HCl > ZnCl2 + H2^
Zn + 2H+ + 2Cl- > Zn2+ + 2Cl- + H2^
Zn + 2H+ > Zn2+ + H2^
2. Zn0 + 2H +Cl- = Zn+2Cl-2 + H20^
2H + + 2e > H20 2 2 1 – окислитель, восстановление
Zn0 - 2e > Zn2+ 2 1 – восстановитель, окисление
Реакция замещения, экзотермическая, гетерогенная, окислительно-восстановительная, необратимая, некаталитическая.
3. Водород – газ, без цвета и запаха, легче воздуха, горючий.
4. При поднесении пламени раздается характерный хлопок: Если в пробирке находится чистый водород, то раздастся глухой хлопок, если «лающий» звук – водород собран в смеси с воздухом, т.е. в пробирке собран «гремучий газ».
Опыт 2
Получение, собирание и распознавание аммиака
Соберите прибор, как показано на рисунке 154, и проверьте его на герметичность.
В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объёмом по одной ложечке для
сжигания веществ. Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте её пробкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки
относительно отверстия!). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.
Сначала 2—3 движениями пламени прогрейте всю пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида
кальция, а затем нагревайте только в том месте, где находится смесь.
Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевёрнутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку.
Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, снимите с газоотводной трубки. Конец газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты.
Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем, погрузите пробирку отверстием вниз в сосуд с водой и освободите отверстие пробирки. Что вы наблюдаете? Почему вода в пробирке поднялась? Закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте её из сосуда. Переверните пробирку и добавьте в неё 2—3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?
Проведите аналогичную реакцию между растворами щёлочи и соли аммония при нагревании. Поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Опишите физические свойства аммиака, непосредственно наблюдаемые в опыте.
3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.
Собирают установку для получения аммиака
Помещают хлорид аммония и гидроксид кальция в пробирку, осторожно прогревают ее, и собирают образующийся аммиак в пробирку-приемник.
Немедленно закрывают отверстие пробирки большим пальцем, погрузите пробирку отверстием вниз в сосуд с водой и освободите отверстие пробирки.
Вода в пробирке поднимается, потому что аммиак растворяется в воде и давление внутри пробирки уменьшается.
Закрывают отверстие пробирки под водой, вынимают ее из сосуда и добавляют в нее 3 капли раствора фенолфталеина. Раствор окрашивается в малиновый цвет.
При проведении аналогичной реакции со щелочью при нагревании появляется запах аммиака:
NH4C1 + NaOH > NaCl + NH3^ + H2O
NH4+ + Cl- + Na+ + OH- > Na+ + Cl- + NH3^ + H2O
NH4+ + OH- > NH3^ + H2O
При поднесении влажной лакмусовой бумаги появляется синее окрашивание:
NH3 + H2O > NH4+ + OH- (щелочная среда)
1. 2NH4C1 + Са(ОН)2 > СаCl2 + 2 NH3^ +2Н2O
Реакция обмена, экзотермическая, гетерогенная, необратимая, некаталитическая.
2. Аммиак – бесцветный газ, с характерным резким запахом, легче воздуха, хорошо растворим в воде.
3. Распознать аммиак можно с помощью лакмусовой бумаги, а также с помощью соляной кислоты:
NH3 + H2O > NH4+ + OH- (щелочная среда, лакмус синий)
NH3 + HCl > NH4Cl^ (белые пары)
Вариант 2
Опыт 1
Получение, собирание и распознавание кислорода Соберите прибор, как показано на рисунке 96,
и проверьте его на герметичность. Пробирку примерно на 1/4 объёма заполните перманганатом калия КМnО4, у отверстия пробирки расположите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда для сбора кислорода.
Сначала 2—3 движениями пламени прогрейте всю пробирку с КМпО4, а затем нагревайте только в том месте, где находится вещество.
Наличие кислорода в сосуде проверяйте тлеющей лучинкой.
Вопросы и задания
1. Что происходит при нагревании перманганата калия? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
3. Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали кислород.
Собирают прибор для получения кислорода
Аккуратно прогревают пробирку с перманганатом калия, собирают кислород в склянку-приемник, к которой подносят тлеющую лучину. Если лучина вспыхивает, это свидетельствует о наличии кислорода, который поддерживает горение.
1. 2KMnO4 > K2MnO4 + MnO2 + O2^
Реакция разложения, эндотермическая, гетерогенная, необратимая, некаталитическая.
2. 2KMnO4 > K2MnO4 + MnO2 + O2^
Mn+7 + e > Mn+6 1 4 1 – окислитель, восстановление
Mn+7 + 3e > Mn+4 3
2O-2 - 4e > O20 4 1 – восстановитель, окисление
3. Кислород – газ без цвета и запаха, тяжелее воздуха, поддерживает горение.
4. Если тлеющая лучина вспыхивает, это свидетельствует о наличии кислорода.
Опыт 2
Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)
В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1—2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку с 2—3 мл известковой воды.
Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии мела или мрамора с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите проведённую реакцию в свете теории электролитической диссоциации.
3. Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, каким способом вы распознавали оксид углерода (IV).
В пробирку помещают несколько кусочков мела или мрамора и приливают 2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закрывают пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опускают в другую пробирку с 3 мл известковой воды. Через несколько минут через известковую воду начинают проходить пузырьки газа, сама известковая вода при этом мутнеет.
1. СаСO3 + 2НCl > СаCl2 + СO2^ +Н2O
Реакция обмена, экзотермическая, гетерогенная, необратимая, некаталитическая.
2. СаСO3 + 2НCl > СаCl2 + СO2^ +Н2O
СаСO3 + 2H+ + 2Cl- > Ca2+ + 2Cl- + СO2^ +Н2O
СаСO3 + 2H+ > Ca2+ + СO2^ +Н2O
3. Углекислый газ – бесцветный газ без запаха, тяжелее воздуха.
4. Распознают углекислый газ, пропуская его через раствор известковой воды – она мутнеет:
Са(ОН)2 + СO2 > CaCO3v +Н2O
При поднесении тлеющей лучинки в атмосферу углекислого газа, она затухает, потому что углекислый газ не поддерживает горение.
Похожие решебники
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением